Ксения Лукичева выпускница факультета журналистики Казанского университета, в прошлом главный редактор портала AdMe, а теперь шеф-редактор проекта Splash! провела в университете мастер-класс по коммуникациям. Она рассказала, как заинтересовать читателей за несколько секунд и на чем строить общение с аудиторией. Для тех, кто пишет статьи, общается с читателями и борется за внимание в информационном поле, мы подготовили выдержку из ее лекции.
Поймите и простите читателя
Человек — эгоистичная скотина, но это даже хорошо
Раньше не было большого выбора каналов коммуникаций, и людям приходилось читать то, что есть. Журналисты писали огромные тексты без картинок и разделения на абзацы, не задумываясь об интересах своей аудитории. Сейчас это не работает, и тексты без картинок никому не нужны. Современные читатели - это Король Джулиан из “Мадагаскара” и Ким Чен Ын. Они могут выбрать любой источник информации и легко от вас уйти, если их эго и самолюбие не будут удовлетворены. Читателя надо заинтересовать, заставить кликнуть на ссылку или прочесть статью. Поймите, что человек делает только то, что ему нравится. И это надо уметь использовать в своей работе.

Поймите, что интересно вашей аудитории
У людей есть 5 базовых психологических инстинктов, на которых строятся их интересы:
-
Пищевой. Человек любит не просто поесть, а поесть красиво. Поэтому так популярны группы с рецептами и картинками еды.
-
Инстинкт деятельности. Человеку все время надо что-то делать, чем-то себя занимать. Иначе нам кажется, что жизнь проходит мимо. И в первую очередь человек делает то, что ему нравится больше всего - это путешествовать и играть. Из-за этого развлекательный контент всегда будет интересен.
-
Рефлексия. Люди все время анализируют, копаются в себе. Этим объясняется успех многочисленных психологических тестов из разряда “Кто ты в Игре Престолов”.
-
Инстинкт творчества. Человек любит делать что-то красивое, необычное. Эту тему используют группы про творчество, красоту, искусство.
-
Инстинкт размножения. Психологическая сторона этого инстинкта в том, что мы хотим иметь рядом с собой красивого партнера, чтобы нам все завидовали. На этом строится эффект sex sales.
Научитесь интересно подавать то, что вы делаете
Читать или пропустить ваш материал человек решает практически моментально. Поэтому в Интернете есть всего полсекунды, чтобы привлечь внимание. Заголовок - 99% успеха. Правильный заголовок:
-
Интригует,
-
Дает предельно понятное объяснение того, что написано в статье. Не нужно использовать игру слов, потому что человек не кликает на то, что он не понимает.
-
Обещает интересное,
-
Вызывает эмоции,
-
Близок читателю,
- Упорядочивает внутренний хаос человека. Для этого используются цифры, список, одинаковый размер картинок и т.д.
Зацепить внимание читателя помогает не только заголовок, но и картинка, которая его дополняет. Подобрать интересный превью не так просто, потому что картинка должна быть не только привлекательной, но еще и объяснять смысл вашего текста. К примеру, фотография Скарлетт Йоханссон к списку каких-нибудь фильмов - это отличный вариант. Потому что она - красивая девушка, но при этом самая обычная, как соседка по дому. Этот образ читателю близок и понятен.
Еще один совет: если можете написать на превью - напишите. Тексты на превью очень хорошо читаются и помогают людям понять содержание вашей статьи.
Будьте близки к читателю
Чтобы вызвать у людей эмоции и желание поделиться вашим материалом у себя на странице, в тексте должна быть высокая степень самоидентификации вашей аудитории с тем, о чем вы говорите. То есть человек должен узнать себя в вашем тексте. Для этого надо использовать хорошо знакомые образы, ситуации из жизни. Отполированные, красивые картинки срабатывает только тогда, когда у продукта достаточный медиавес.
Посмотрите видео с девушками из Грузии. Это пример того, как важна самоидентификация. Девушки сняли на телефон, как они идут по деревне в обычной одежде, кривляются и поют песню. Это видео получило огромное распространение в Интернете, потому что они - простые девушки, такие же как все. Но когда они начали выпускать профессиональные качественные альбомы, то стали никому не нужны. А все потому, что таких недосягаемых, идеальных звезд большое количество. Людям нравится то, что более реально.
Постоянно совершенствуйте свою работу, следите за трендами, тенденциями в своей области. Сфера коммуникации меняется быстро, поэтому пробуйте новое и учитесь.