В Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялся научно-методический семинар «Ментальное здоровье детей: проблемы и пути решения».
Мероприятие организовано в целях продвижения инновационных практик, образовательных исследовательских программ в научном пространстве.
Мероприятие прошло при участии заместителя Премьер-министра РТ Лейлы Фазлеевой, проректора по образовательной деятельности Тимирхана Алишева, директора ИПиО Айдара Калимуллина.
Приветствуя собравшихся, Лейла Фазлеева отметила активность родительской общественности.
«Родителей нельзя не слушать. Они первые, кто с этим ребенком работают. Ряд министерств, ведомств, вузов – все этим вопросом занимаются (ментальным здоровьем детей – прим. ред.). Для того чтобы убрать барьер по межведомственному взаимодействию, мы начали говорить на одном языке, я бы попросила коллег вузов организовать подобные встречи, чтобы мы понимали, какова ситуация на сегодняшний день», – сказала она.
О подготовке кадров и научной деятельности КФУ в области сопровождения детей с особенностями развития доложил Тимирхан Алишев.
«Так или иначе ментальное здоровье связано с образованием, с теми, с кем они проводят время в этой системе. Педагогическое образование связано с формированием компетенций, связанных с разными детьми», – отметил проректор Алишев.
Будущие педагогические работники составляют 22 процента контингента Казанского федерального университета. В КФУ реализуется «Семейная академия» – обучающий курс для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС), по применению метода прикладного анализа поведения в домашних условиях. Обучение осуществляется на базе ИПиО с января по май 2022 года для 20 семей. Периодичность обучения – один раз в неделю, по два академических часа. Также реализуется одноименный online-курс по информационно-образовательной поддержке семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС (грант фонда президентских грантов). Онлайн-курс включает в себя цифровой справочник, тренинги.
Тимирхан Алишев также рассказал о научных исследованиях, поддержанных грантами РФФИ и РНФ. Темы исследований посвящены прогнозированию как ресурсу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; нейросетевой психометрической модели когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей; ментальным механизмам саморегуляции психических состояний и развития регуляторных способностей учащихся высших учебных заведений и др.
«У нас есть два стратегических проекта (всего в КФУ их пять), которые, в том числе, направлены на работу с детьми с ментальными нарушениями: первый связан с биомедициной, второй – с психологией и педагогикой», – добавил он.
Речь идет о стратегическом проекте «Геномные и постгеномные технологии здоровьесбережения и повышение биологической грамотности для устойчивого развития общества», а также проекте под названием «Комплекс доказательных технологий и платформенных решений для повышения качества человеческого потенциала в условиях новых социально-экономических вызовов».
Особый акцент на семинаре был сделан на детском саде Казанского федерального университета «Мы вместе» для детей с расстройством аутистического спектра, который открылся в сентябре 2021 года. Он является базовым для обучения будущих педагогов, повышения их квалификации, а также федеральной площадкой по сопровождению детей с РАС.
«КФУ – редкий пример того, как в структуре большого многопрофильного университета соединились несколько направлений, прежде всего медицина, психология, педагогика», – подчеркнул Айдар Калимуллин.
Детский сад был признан федеральной инновационной площадкой по теме «Разработка и реализация адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра». Это позволяет использовать широкий спектр передовых технологий, разработок, исследований, направленных на всестороннее развитие ребенка.
В ходе мероприятия был анонсирован VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке», который состоится 25-27 мая.