С 27 по 30 августа в Казани проходит IV Казанский глобальный молодежный саммит. Одним из ключевых событий форума стала кейс-сессия «EdTech-революция: как образовательные стартапы и ИИ могут трансформировать учебные процессы», которая прошла в Императорском зале Казанского федерального университета и объединила ведущих экспертов, предпринимателей и представителей международных организаций из Саудовской Аравии, Египта, Индии, России и других стран.
Сегодня образовательные технологии – один из самых быстрорастущих секторов мировой экономики. По оценкам, к 2025 году объем глобального рынка EdTech достиг 11,6 млрд долларов, а уровень внедрения искусственного интеллекта в образование рос со среднегодовым темпом более 47 процентов.
«Основной задачей панельной сессии было обсуждение образовательных цифровых технологий и предложений стартапов в этой сфере. Участники делились опытом решения проблем и использования своих бизнес-идей для преодоления вызовов, стоящих перед образованием в области цифровизации и внедрения ИИ. Следует отметить, что современная система образования формировалась в эпоху отсутствия подобных технологий, что требует ее трансформации. Ситуация напоминает период внедрения дистанционного обучения, однако на более сложном уровне. История показывает, что с появлением каждой новой технологии возникают опасения относительно будущего образования. Как ни парадоксально, решением проблем в эпоху цифровизации является возвращение к аналоговости. Возрастает значимость устной речи, коммуникации и устных экзаменов, а также письменных работ без использования компьютеров. Изучая цифровые технологии, информатику и программирование, необходимо возвращаться к применению бумаги и карандаша для более эффективной проверки знаний», – рассказал директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский.
Искусственный интеллект открывает новые горизонты для индивидуализации учебного процесса, образовательные платформы могут адаптировать задания под пробелы в знаниях конкретного ученика, менять темп и уровень сложности, а также повышать вовлеченность. Однако вместе с возможностями возникают и вызовы: как сохранить личный контакт между учеником и педагогом в условиях автоматизации; какие функции учителя можно передать ИИ, а какие остаются исключительно человеческими; как новые технологии помогут сделать образование доступным для жителей отдаленных или социально уязвимых регионов. Именно эти вопросы стали ключевыми для обсуждения на площадке вуза.
«Важно отметить несколько моментов относительно текущих трендов и недостатков использования искусственного интеллекта. ИИ в сфере образования еще не достиг зрелости, однако уже достаточно развит для использования стартапами, которым еще предстоит расти и развиваться, заполняя пробелы. Мы стремимся к совершенствованию инструментов и их применению в различных отраслях, однако, к сожалению, человечество пока не обладает достаточным количеством опытных пользователей и специалистов поддержки. Отсутствует четкое понимание целей использования искусственного интеллекта в образовании. Результат внедрения ИИ зависит от наличия или отсутствия компетенций в вопросах работы с ним», – выступил руководитель отдела технологий и искусственного интеллекта в сфере образования ЮНЕСКО Фэнчунь Мяо.
Каждый спикер рассказал о конкретной трудности, с которой сталкивался его проект, поделился идеями поиска решения и представил финальный результат, внедренный на практике. Такой формат позволил не просто обсудить теорию, а показать, как инновации реально меняют подходы к обучению в разных странах мира.
«Существует проблема неравного доступа к образовательным программам для обучающихся. Это не позволяет системе работать так, как нам бы хотелось. Кроме того, сдача экзаменов психологически сложна и чаще всего связана со стрессом. Поэтому появилась идея создания личного онлайн-репетитора, который адаптирует учебную программу под студента. Все это должно быть доступно на платформе, с использованием технологий и инженерии», – прокомментировал свою разработку основатель и генеральный директор AlGooru Халед Абу Кассем.
Завершением встречи стало совместное формирование практико-ориентированного плана развития EdTech-сектора до 2030 года.
«Прогнозируется, что к 2030 году будет создано 170 миллионов новых профессий, а 92 миллиона рабочих мест будут замещены новыми технологиями. Это означает, что нам необходимо развивать навыки, чтобы сократить разрыв в знаниях, необходимых для нашей молодежи», – сообщила генеральный директор издательства Nahdet Misr, основатель корпоративного венчурного фонда EdVentures Далия Ибрагим.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.