Семеро участников всероссийской образовательной программы для школьников «Сириус. Лето: начни свой проект» из Казани и Альметьевска в течение нескольких недель будут работать в лабораториях кафедры физической химии Химического института им. А.М.Бутлерова Казанского федерального университета.
Каждый старшеклассник (шестеро учатся в казанских школах, и один – в школе города Альметьевска) будет заниматься реализацией своего проекта, связанного с исследованием полимеров.
«Я учусь в КФУ и работаю в республиканском отделении образовательного центра "Сириус", которое курирует "Университет талантов", – рассказывает аспирант 3 года обучения Химического института им. А.М.Бутлерова Алексей Шулятьев. – Когда я узнал о том, что у "Сириуса" есть программа, направленная на то, чтобы университеты и компании могли привлечь талантливую молодежь, заинтересовать ее своими исследованиями, я рассказал о ней доценту кафедры физической химии Андрею Владимировичу Галухину, под руководством которого я пишу диссертацию. Мы вместе предложили организаторам программы "Сириус. Лето: начни свой проект" два направления исследований для школьников по тематике химии полимеров, и наше предложение было поддержано. Школьники, выразившие желание участвовать, будут выполнять каждый свой индивидуальный проект».
О том, почему все проекты школьников связаны с изучением свойств полимеров, рассказал А.Галухин.
«На кафедре физической химии нашей научной группой реализуются два проекта по полимерам, поддержанные грантами РНФ. Проектом "Управление кинетикой реакций межцепного обмена в политриазолиниевых витимерах" руковожу я, а проектом "Исследование влияния наноограничения на механизм и кинетику полимеризации арилцианатов и динамику политриазиновых сеток" – старший преподаватель кафедры физической химии Роман Носов. Мы решили познакомить школьников со своей тематикой и постараться ею заинтересовать. Если у нас это получится, то, с высокой долей вероятности, в будущем мы увидим этих ребята в числе абитуриентов КФУ. Мы постараемся, чтобы под нашим руководством ребята получили позитивные эмоции от экспериментов в лаборатории, сделали хорошие научные работы и представили их на конференциях», – рассказал Андрей Галухин.
Он добавил, что работа со школьниками важна еще и потому, что позволяет талантливым старшеклассникам понять, что в КФУ они могут не только получить отличные знания, но и стать серьезными учеными.
До того, как участники программы пришли в лаборатории, чтобы сделать там экспериментальную часть своих проектов, они целый месяц дистанционно слушали семинары, которые проводили для них ученые и аспиранты кафедры физической химии Химического института им. А.М.Бутлерова. На этих занятиях школьников знакомили с методами исследований, которые им предстоит использовать в своей работе, рассказывали о правилах техники безопасности при работе в химических лабораториях, а также об их будущих проектах.
«Под руководством Алексея Шулятьева школьники исследуют реакцию циклотримеризации арилцианатных эфиров в нанопорах коллоидных кристаллов, а мои подопечные изучают полимеризацию дицианатов в кинетически- и диффузионно-контролируемых режимах, – рассказывает студент 5 курса Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ Александр Качмаржик. – Полимеры, которые получаются в результате этого процесса, обладают различными интересными свойствами: высокой термостабильностью, прочностью, особыми электроизолирующими свойствами. Для того чтобы наиболее эффективно моделировать условия полимеризации в промышленности, необходимо знать кинетические аспекты реакции и изучать ее механизм».
Один из участников программы, десятиклассник лицея № 131 г. Казани Роман Жуков, не раз становился призером различных олимпиад по химии.
«Вчера я в лаборатории занимался синтезом арилцианатного мономера, затем его очисткой. Сегодня я продолжаю заниматься его очисткой, а потом мы будем изучать кинетику его полимеризации с помощью дифференциальной сканирующей калориметрии, – рассказывает Роман. – Полимеры, которые получаются в ходе этого процесса, могут использоваться в электронике, для создания обшивки космических аппаратов, а также для хранения водорода».
Начинающий химик сообщил, что после школы решил поступать в Химический институт КФУ, так как уверен, что Казанская химическая школа – одна из самых сильных в стране.
«Я не раз участвовала в различных программах по химии, которые организовывал Университет талантов. Там нашим преподавателем был Алексей Шулятьев. Он предложил мне поучаствовать в программе "Сириус. Лето: начни свой проект", и я с удовольствием согласилась. Сейчас я изучаю скорость циклотримеризации арилцианатных эфиров в условиях наноограничений. Я планирую представить свой проект на конференциях школьников», – сообщила учащаяся 10 класса Химического лицея КНИИТУ-КХТИ Карина Хабибуллина.
Она добавила, что мечтает поступить в КФУ и стать химиком, как ее папа.