Новый год в России традиционно считается одним из самых семейных и массовых праздников. Однако современные социологические исследования показывают, что практики его празднования становятся все более разнообразными. Доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Анна Липатова на основе данных всероссийских опросов объясняет, как трансформируются новогодние традиции, почему некоторые люди сознательно выбирают уединение и какие социальные тенденции стоят за этими выборами.
Как отмечает специалист, подавляющее большинство граждан по-прежнему видит в этом празднике глубоко личное событие.
«Опросы россиян, например ВЦИОМ, наглядно демонстрируют, что три четверти наших сограждан предпочитают праздновать Новый год у себя дома. Это, в первую очередь, теплое, семейное событие», – рассказала Анна Липатова.
Привычная обстановка, личные ритуалы: от просмотра определенных фильмов до особого порядка блюд на столе, создают чувство безопасности, преемственности и комфорта.
Однако социологи фиксируют возрастную специфику, которая указывает на возможные векторы трансформации праздничных практик в будущем.
«Статистика показывает, что чаще о том, что планируют встретить Новый год вне дома – в гостях или на даче, заявляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет», – привела факты эксперт.
Наиболее противоречивым феноменом является практика встречи в полном уединении.
«Данные исследовательского сервиса "Анкетолог" демонстрируют, что каждый второй опрошенный россиянин хоть раз в жизни отмечал этот праздник в одиночестве. Причем, кто-то встречал Новый год в совершенно неожиданном месте: в поезде, в дороге, в роддоме. Почти половина респондентов ответила, что это было стечение обстоятельств. А вот треть отмечала начало года в одиночестве сознательно. Для каждого пятого это была вынужденная мера, когда поблизости, в силу различных обстоятельств, не оказалось близких людей», – проинформировала доцент.
Такие разные мотивации и обстоятельства порождают противоположный эмоциональный опыт.
«Если говорить о том, как описывают свои чувства те, кто решил праздновать в уединении, то тут спектр эмоций делится как на чувства грусти и одиночества, так и уюта и спокойствия», – резюмировала она.
Все зависит от изначального настроя, контекста и личностных особенностей человека. Для кого-то отсутствие шумной компании – это болезненный разрыв с традицией, усиливающий ощущение изоляции. Для других – долгожданная возможность восстановить ресурс, побыть наедине с мыслями, насладиться тишиной.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
220