Елабужский институт Казанского федерального университете продолжает плодотворное сотрудничество с ведущими компаниями России. Преподаватели института получили гранты от ПАО «Татнефть» на реализацию перспективных проектов.
Один из проектов, направленных на улучшение жизни населения Елабуги, называется «Александровский сад: сохранение наследия елабужских купцов». Про значимость научных исследований и этапы реализации проекта рассказала заведующая кафедрой биологии и химии, кандидат биологических наук Ильзира Гибадулина.
Александровский сад является объектом культурного наследия муниципального значения, он ценен как исторический памятник и как памятник природы. В парке много старых деревьев, сухостоя, в связи с чем наблюдается падение ветвей, что угрожает безопасности посетителей. Массовые мероприятия также негативно влияют на экосистему парка. Цель проекта Ильзиры Ильсуровны – провести инвентаризацию зеленых насаждений, оценить их санитарное и лесопатологическое состояние, изучить флористический состав, чтобы обосновать меры по охране, обновлению и восстановлению парка.
«На территории парка организованы полевые работы по инвентаризации древесных растений с указанием координат их произрастания, высоты и диаметра стволов, жизненного состояния каждого растения. Изучается флористический состав Александровского сада. После завершения полевых работ будет проведена аналитическая обработка полученных данных», – рассказала о проекте Ильзира Гибадуллина.
Значимым проектом является и исследование научного сотрудника Елабужского института КФУ, заведующего музеем природы национального парка «Нижняя Кама» Ринура Бекмансурова, который уже второй год изучает популяцию орлов в Республике Татарстан:
«Это трехлетний проект по сохранению орлов, рассчитанный на 2023-2025 годы. В этом году по плану весной были обследованы дополнительные местообитания орлов с поиском новых гнезд в Бавлинском, Бугульминском, Азнакаевском, Ютазинском, Муслюмовском районах. На июльском этапе проводится мониторинг гнездования и кольцевание птенцов», – сообщает Ринур Хадиярович.
Ученый добавил, что были вновь включены камеры в гнездах орланов-белохвостов и солнечных орлов. Онлайн-трансляции вызвали большой интерес: волонтеры из 50 стран мира стали их зрителями, помогая вести дневник наблюдений за птицами.
В число победителей конкурса социальных инициатив «Энергия добра "Татнефти"» в 2023 году вошел проект «Кафедра добра». Его руководителем выступила старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Елабужского института КФУ Альбина Манина.
Альбина Зуфаровна 13 лет занимается волонтерской деятельностью. К увлеченному преподавателю с удовольствием присоединяются неравнодушные студенты вуза, которые в свободное время готовы уделить внимание воспитанникам реабилитационного центра «Астра».
«Реализация проекта началась в сентябре 2023 года и завершится в августе этого года, но благотворительная деятельность "Кафедры добра", конечно, будет продолжаться. За год проведено более шестидесяти мероприятий: мастер-классы, викторины, конкурсы, праздники и спортивные игры, встречи, круглые столы, оздоровительные занятия. Охвачено более 600 маленьких посетителей РЦ «Астра» и больше ста взрослых, воспитывающих особенных детей», – поделилась результатами проекта Альбина Зуфаровна.
За два года Елабужский институт КФУ принял 100 обучающихся из ЛНР. Они обучались в школе «Университетская». Многие из них после окончания школы выбрали КФУ. Один из проектов, на реализацию которого был выигран грант в этом году, направлен на интеграцию обучающихся из новых территорий России в единое научно-образовательное пространство.
Социальный проект по адаптации и социализации обучающихся вуза, прибывших из новых регионов России, «Горизонты развития» был разработан доцентом кафедры психологии Елабужского института Ольгой Штерц. Как отмечает Ольга Михайловна, проект направлен на создание условий для успешной адаптации студентов из новых регионов, оказание им необходимой психологической и педагогической поддержки. В рамках проекта планируется разработка и реализация специальной программы, которая поможет им быстрее адаптироваться к новой среде и успешно интегрироваться в учебный процесс.