Сегодня, 19 июня, состоялось очередное онлайн-совещание с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым, посвященное вопросам утверждения концепции Программы стратегического академического лидерства. В частности, участники совещания обсудили основные критерии отбора и показатели результативности участия в указанной программе.
«Концепция Программы была уточнена по итогам состоявшихся обсуждений ее проекта на заседании Правления Российского союза ректоров и на совещаниях с ректорами вузов с учетом внесенных предложений», - отметил в начале своего выступления глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
Отдельно на обсуждение Фальков вынес вопрос об особом порядке входа в Программу творческих вузов, так как специфика их деятельности отличается от деятельности большинства других российских университетов. Он сообщил, что для данных учебных заведений в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Министерством культуры было сформулировано соответствующее предложение по созданию особых критериев отбора. При этом многие другие уже существующие критерии входа в Программу для этих вузов сохраняются. Так, например, если творческий вуз уже имеет определенные весомые рейтинги, то он также может подавать заявку на участие в проекте по первому критерию входа.
Напомним, Минобрнауки РФ, презентуя ранее Программу стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости, обозначил 3 основных входных группы для вузов-участников. При этом единым для всех условием участия является наличие у каждого университета собственной программы развития до 2030 года.
Первый вход в Программу подразумевает рейтинги вузов. Университет должен иметь хотя бы одно попадание с 2018 года в топ-500 институциональных рейтингов или в топ-100 предметного рейтинга ARWU, QS, THE. Согласно второму входу высшие учебные заведения должны насчитывать более 4000 студентов очной формы, иметь определенный совокупный доход и 5% доли доходов вуза от НИОКР. И, наконец, третий вариант стать участником проекта – это поручительство региона (или федерального органа исполнительной власти, госкорпорации, компании). Поручитель профинансирует программу развития вуза, а университет, в свою очередь, обязуется выполнить три из трех критериев в срок.
Также на совещании Валерий Фальков предложил в целях эффективного целеполагания установить ограниченный перечень ключевых показателей результативности для определения размеров грантов. При этом он подчеркнул, что возможно установление дополнительных для вузов индикативных показателей, которые они будут представлять Советам.
«Кроме того, мы предлагаем не ограничивать формирование академических консорциумов с участием университетов использованием строго территориального или отраслевого принципов. Целевое предназначение консорциума может определяться с учетом необходимости поиска ответов на большие вызовы или с учетом приоритетов Стратегии научно-технологического развития России», - добавил министр.
Участники совещания активно вступили в дискуссию по анонсированным изменениям. Валерий Фальков предложил сгруппировать предложения и отправить в Министерство науки и высшего образования РФ.
Отметим, что предложенная ведомством Программа стратегического академического лидерства в настоящий момент находится на стадии проработки и обсуждения. Накануне она была представлена на заседании Российской академии наук.
Глава РАН Александр Сергеев высказался в поддержку проекта Минобрнауки России.
«Российская академия наук готова оказать всестороннюю научно-методическую поддержку Программы: и в плане создания вышеупомянутых партнерств, консорциумов, и в плане предоставления академических площадок наших отделений для обсуждения программ развития этих объединений, мы готовы формировать академические наблюдательные советы в вузах, работать на площадках в этих вузах и так далее», – сообщил президент РАН.
Согласно заявлению Александра Сергеева, связь РАН с университетами находится в традициях отечественной науки. Опираясь на это, Российская академия наук готова оказать всестороннюю поддержку новой программы и активно участвовать в ее реализации.