Сегодня в Главном здании Казанского федерального университета прошло совещание по вопросам создания альтернативной модели педагогического образования, которая должна будет стать новой траекторией для дальнейшего развития вуза и войти в его программу академического стратегического лидерства.
В мероприятии принимали участие проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин, проректор по внешним связям Тимирхан Алишев, проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин, заместитель директора по международной деятельности ИПО КФУ Татьяна Баклашова, заведующая кафедрой педагогики ИПО КФУ, доктор педагогических наук Роза Валеева и многие другие. Вел совещание ректор КФУ Ильшат Гафуров.
В своем вступительном слове ректор Казанского университета отметил, что современное общество выдвигает глобальный запрос на качественное образование.
«Сегодня особенно остро стоят вопросы квалифицированной подготовки кадров, способных действовать в условиях быстро меняющегося мира и ускоренного развития науки и технологий. Все это требует нестандартных взглядов, прорывных разработок и проектов. Поэтому многое зависит от дальнейшего развития системы образования, насколько преподаватели смогут идти в ногу со временем, внедрять инновационные подходы, новые методики и программы обучения», - сказал И.Гафуров.
К слову сказать, Казанский федеральный университет сумел вывести инфраструктуру педагогического образования на уровень лучших мировых университетов. Вуз практически полностью сосредоточил этот процесс в своих стенах, выделив педагогику в стратегический проект «Учитель XXI века». В его рамках не только ведется обучение будущих учителей, но и разрабатываются и апробируются новаторские подходы к школьному образованию, отвечающие запросам современности.
Результатом данной деятельности стало попадание в TOP-100 в мире и первое место в России в рейтинге THE, TOP-10 в мире (№ 1 в России) по показателю FWCI, ТОР-5 в России по качеству приема.
В настоящее время вуз успешно реализует сразу три модели, подразумевающие подготовку педагогических кадров: традиционная (на профильных педагогических кафедрах), вариативная модель (с возможностью вхождения в профессию учителя для студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки) и распределенная (подготовка учителей-предметников в профильных институтах).
Конкретно в головном университете в Казани была создана распределенная модель обучения будущих педагогов, обеспечивающая фундаментальную предметную подготовку, ответственность за реализацию которой взяли на себя поддерживающие институты в структуре КФУ. Координирующим же центром выступает Институт психологии и образования.
Однако участники сегодняшнего совещания единогласно пришли к выводу, что современный мир меняется слишком быстро, требуя более эффективных решений, а значит необходима трансформация и всей системы подготовки учительских кадров.
«Новая модель педагогического образования видится нам исследовательски-ориентированной, когда на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований готовится не просто педагог, который после выпуска постепенно (опытным путем) встраивается в современную школьную систему обучения, а готовый специалист, обладающий навыками системного анализа, профессиональной рефлексии, лидерскими, универсальными компетенциями, способный моментально откликаться на изменения», - пояснил директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин.
Проректор по внешним связям Тимирхан Алишев добавил, что для повышения эффективности обучения следует проводить исследования, направленные на практические нужды, а также формировать культуру доказательного преподавания.
«Доказательное образование – современный тренд. Это подход ко всем аспектам образования - от разработки образовательной политики до учебной практики. Оно имеет общую цель с доказательной медициной, когда применяются наилучшие имеющиеся доказательства, полученные с помощью научного метода, к принятию образовательных решений», - подчеркнул Алишев.
Он также акцентировал внимание на том, что целью является не воспитание из абсолютно каждого студента ученого, а формирование высококвалифицированного специалиста, использующего мыследеятельностный подход и умеющего грамотно применять имеющиеся обширные данные на практике.
В этой связи концепция новой модели педагогического образования представляется в создании единого центра педагогических практик в КФУ, некой междисциплинарной структуры с ядром педагогических компетенций. Данным ядром должен стать Институт психологии и образования, функциональные возможности которого расширятся от теории преподавания в сторону практической, исследовательской деятельности. Остальные профильные институты вуза будут отвечать за предметную подготовку.
Ильшат Гафуров в завершение дискуссии отметил, что трансформацию педагогического образования надо рассматривать как будущую трансформацию общества, поэтому важно преодолеть постоянно возникающий разрыв между целями и результатами образовательного процесса.