В КСК КФУ «УНИКС» был дан старт IV Международной научно-практической конференции «Аутизм: мы вместе». В этом году мероприятие посвящено теме «Перспективы и особенности развития практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра».
В открытии и пленарном заседании приняли участие уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Светлана Захарова, заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Инна Каракчиева, заместитель главы муниципального образования города Казани Гузель Сагитова, депутат Государственного Совета РТ, председатель Совета ветеранов Администрации Раиса Татарстана – советник руководителя Администрации Раиса РТ Ирина Тереньева, Президент Казанского университета Рияз Минзарипов, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин и др.
Р. Минзарипов в приветственном слове отметил, что тема мероприятия очень глубоко резонирует с миссией вуза. Мы живем в эпоху, когда инклюзия становится требованием времени, и университет осознает свою роль в решении этой задачи, ключ к этому кроется в синергии науки, образования и практики, сказал он. Заведующая специальным (коррекционным) детским садом для детей с расстройствами аутистического спектра «Мы вместе» КФУ, который является организатором конференции, Эльвира Садретдинова напомнила о том, что тема РАС сегодня обретает новые смыслы.
«Мы понимаем, что аутизм – не болезнь, а иной способ восприятия мира, путь обработки информации, зачастую сопровождающийся особыми талантами и невероятными способностями. Наша задача не исправить, а создать условия для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, признавая его индивидуальность и ценность. Это требует от нас, специалистов, постоянного поиска современных, научно обоснованных и, что самое главное, человечных подходов в раннем вмешательстве, обучении и социализации. Именно эту философию воплощает наш детский сад», – подчеркнула заведующая.
Уполномоченный по правам ребенка в РТ С. Захарова сообщила, что Татарстан считается одним из ведущих регионов России, которые внедряют передовые практики комплексного сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей с РАС. Открываются и расширяются учебно-тренировочные квартиры для обучения жизненным навыкам детей с ОВЗ, инклюзивные центры, арт-студии, театральные лаборатории, творческие кружки и т. п. От депутатского корпуса Госсовета участников поприветствовала И. Терентьева. Государство осознает важность системного подхода к этой проблеме и последовательно интегрирует создание условий для полноценной жизни каждого человека, проинформировала депутат.
Замглавы Казани особенно подчеркнула – важно, что дискуссия проводится в дни декады инвалидов.
«Для нас декада – не просто десять дней в календаре, это символ того, что общество становится более открытым, чутким и понимающим, символ шага навстречу каждому. Проведение конференции – знак зрелости и ответственности, и это открытый диалог, в котором нуждаются семьи, педагоги, врачи, психологи и все, кто стремится сделать наше общество по-настоящему комфортным и инклюзивным, – выступила Гузель Сагитова. – Казань – город с богатыми традициями, динамичным развитием и, самое важное, с неравнодушным сердцем. Действительно, и Ильсур Раисович Метшин неоднократно подчеркивал, что мы стараемся, чтобы она стала самым добрым городом. Это не просто громкие слова, за ними стоит большая работа».
Обменяться знаниями, представить новые исследования, обсудить эффективные методики и укрепить профессиональные связи приехали специалисты из других городов и регионов. В программе мероприятия также заявлены доклады зарубежных экспертов. Среди тем – индивидуальный подбор питания у детей с РАС, мифы и реалии расстройства, современные концепции медицинского сопровождения спортсменов с РАС, формирование взаимосвязи музыки и тактильных ощущений, применение арт-терапии как средства развития эмоционального интеллекта подростков с расстройством и др.
Инна Каракчиева на пленарном заседании рассказала о современных тенденциях системы дошкольного образования в вопросах работы с детьми с ОВЗ.
«Говоря о научных открытиях 2024–2025 годов, мы видим обновление возрастного ценза, то есть выход на области, когда еще ребенок не родился. То есть во внутриутробном развитии возможно определение уже высокой вероятности появления ребенка с такими особенностями, – отмечает замдиректора департамента Минобрнауки России. – Когда мы говорим о диагнозе РАС, мы должны с вами сказать, что в настоящее время, на конец 2025 года, научное сообщество четко говорит о том, что эта группа детей должна рассматриваться в системе. И конечно, все эти научные разработки, исследования, которые постоянно обновляются, имеют очень большое значение».
РАС встречается у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. И в этой связи, считает Каракчиева, важно наладить взаимодействие между педагогическим, научным сообществами, медиками и родителями. Научные исследования и фундаментальные знания, образовательные практики должны идти рука об руку.
«Мне, как студентке Казанского федерального университета и будущему специалисту-дефектологу по работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, важно присутствовать на данной конференции, чтобы узнать, какие сейчас в нашей стране образовательные тенденции, как развиваются методики, как за рубежом изучается эта тема», – прокомментировала студентка 2 курса ИПО Амина Яхина.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.










21