Сегодня, 5 июня, состоялось заседание Правления Российского Союза ректоров, на котором обсудили стратегию развития высшего образования России, в частности концепцию и дизайн новой программы академического превосходства российских университетов. В мероприятии приняла участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, а также министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В начале заседания вице-премьер РФ Татьяна Голикова отметила, что за 20-летний период реализации программы развития российской высшей школы создалась некая группа из 90 вузов, которые заняли лидирующие позиции в формировании образовательной системы и всей страны в целом, в то время как остальные университеты остались несколько в стороне. По мнению Голиковой, это вызвало необходимость переосмысления сложившейся ситуации, так как современный мир ставит перед обществом все более масштабные, глобальные вызовы, требующие оперативного решения. Она напомнила о сформулированных указом Президента России национальных целях экономического и технологического развития страны с опорой на высококвалифицированные кадры. В связи с этим для достижения данных целей были разработаны и реализуются национальные проекты, в том числе в сфере науки и образования, которые призваны обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях, а также глобальную конкурентоспособность российского образования соответственно. Таким образом, возникла потребность в формировании новой программы академического превосходства российских университетов и развитии высшего образования страны в целом.
В качестве ключевой идеи новой программы заместитель Премьер-министра РФ определила горизонтальную и вертикальную интеграцию университетов и академических институтов.
«Мы должны провести некоторую перезагрузку сложившейся системы высшего образования в России. Очень важно, чтобы каждый вуз мог стремительно прогрессировать и привносить свой вклад в устойчивое развитие страны и своего региона. Государство, в свою очередь, готово оказывать поддержку университетам в их направлениях деятельности и в решении тех прорывных задач, которые они перед собой ставят», - заключила Татьяна Голикова.
В продолжение дискуссии глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков подчеркнул, что на текущем этапе реализации проектов по развитию российских университетов принципиально важным становится расширение их целеполагания и позиционирования. Новая программа стратегического академического лидерства должна включать две уже сложившиеся группы университетов - вузы 5-100 и опорные вузы, фокусируясь не только на задачах обеспечения позиций России в глобальной конкуренции на рынках знаний, технологий и интеллектуального капитала, но также на расширении вклада системы высшего образования в национальные приоритеты технологического и социального развития, обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождения Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, создания в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.
По словам Фалькова, данная программа станет общей для науки и образования и будет способствовать реализации указанных национальных целей развития России.
«Наряду с сохранением задачи повышения глобальной конкурентоспособности необходимо решить задачу по развитию всей российской системы высшего образования как двигателя достижения национальных целей, включая научно-технологическое и пространственное развитие страны», - сообщил глава Минобрнауки РФ.
Группа глобальных лидеров на этом этапе сможет конвертировать свои компетенции, привлечь критическую массу исследователей с высоким международным авторитетом, а регионы, в случае успешной реализации новой программы, сформируют свою большую группу университетов, фокусирующихся на развитии человеческого капитала, трансфера научных достижений в экономику и развитие конкретных отраслей. Таким образом, региональные вузы смогут быть действительно опорными, формируя территориально-академические и отраслевые консорциумы, которые внесут огромный вклад в развитие каждого субъекта Российской Федерации.
Фальков подчеркнул, что две группы-участников программы должны быть абсолютно равнозначными, тесно связаны между собой и дополнять друг друга, чтобы практически в каждом регионе имелся хотя бы один вуз привлекательный для талантливых выпускников школ и способный стать связующим звеном между экономикой субъектов РФ и передовыми научно-технологическими разработками. Также он акцентировал внимание слушателей на том, что все вузы России будут иметь возможность принять участие в данном проекте. Ключевыми принципами программы стратегического академического лидерства должны стать ее открытость и возможность перехода участвующих в ней университетов между разными ее треками.