Сегодня, 10 июня, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков провел онлайн-совещание с руководителями высших учебных заведений страны. На совещании вновь обсудили стратегию развития высшего российского образования, в частности, концепцию формирования направлений программы стратегического академического лидерства, презентованную накануне Министерством науки и высшего образования РФ.
В своем выступлении глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что указанная программа не создается с нуля, а вбирает в себя самые лучшие и успешные практики уже имеющихся проектов, таких как 5-100, опорные вузы, национальные исследовательские программы.
Также Фальков обратил внимание на то, что программа стратегического академического лидерства будет затрагивать не только университеты, но и научно-исследовательские институты. Таким образом, проект станет общим для образования и науки.
По мнению министра, для университетов принципиально важным на сегодняшний день становится расширение их целеполагания и позиционирования. Каждый вуз в своей программе развития должен будет опираться на национальные цели развития всей страны в целом. То есть фокусироваться не только на задачах обеспечения позиций России в глобальной конкуренции на рынках знаний, технологий и интеллектуального капитала, но также и на расширении вклада системы высшего образования в национальные приоритеты технологического и социального развития, обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, создания в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.
Валерий Фальков подчеркнул, что все вузы России будут иметь возможность принять участие в программе, ключевыми принципами которой станут открытость и возможность перехода участвующих в ней университетов между разными ее треками.
Все группы участников должны быть абсолютно равнозначными, тесно связаны между собой и дополнять друг друга.
Группа глобальных лидеров на этом этапе сможет конвертировать свои компетенции, привлечь критическую массу исследователей с высоким международным авторитетом, а регионы сформируют свою большую группу университетов, фокусирующихся на развитии человеческого капитала, трансфера научных достижений в экономику и развитие конкретных отраслей. Таким образом, региональные вузы смогут быть действительно опорными, формируя территориально-академические и отраслевые консорциумы, которые внесут огромный вклад в развитие каждого субъекта Российской Федерации.