В Екатеринбурге прошла международная промышленная выставка «Иннопром». В рамках мероприятия Казанский федеральный университет совместно с ООО «ТПК МТЗ-Татарстан» представили свою разработку – «Беспилотный трактор КФУ-МТЗ-112».
На выставке была представлена экспозиция тракторов, в том числе образец сельскохозяйственной техники высокой степени автоматизации на базе трактора «Беларус-152», разработанный Центром превосходства «Специальная робототехника и искусственный интеллект» Института вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета совместно с ООО «ТПК МТЗ-Татарстан» в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (Стратегического проекта №4).
Проект автоматизированного трактора легкого типа направлен на автоматизацию трактора модели 112Н-01. В рамках проекта был разработан и оборудован макетный образец автоматизированного трактора. Совместно с ООО «ТПК МТЗ-Татарстан» прорабатываются задачи по автоматизации тракторов среднего и тяжелых типов.
Разработанная модель автоматизированного трактора предназначена для выполнения профильных работ на открытых территориях: на полях, фермах, открытых территориях заводов.
Система беспилотного трактора обладает следующими режимами управления: ручной, дистанционный, стратегический и тактический. В дистанционном режиме трактором управляет оператор через специально разработанное программное обеспечение. Оператор может находиться как на рабочем месте, в помещении, так и рядом с трактором, управляя с планшета. В режиме стратегического управления трактору указывается конкретный маршрут, который он должен проехать. В режиме тактического управления оператором выдается конкретная задача, например доставить груз в конкретную точку. Система автоматизированного трактора сама принимает решение, как выполнить задачу, опираясь на анализ фоноцелевой обстановки. В рамках разработанного макетного образца частично реализован функционал для каждого режима.
В процессе реализации макетного образца проекта были проведены работы как по техническому оснащению, так и по программному: разработаны макетные варианты систем автоматизированного пилотирования и системы технического зрения; путем установки сервис-блока параллельного вождения модернизировано рулевое управление с сохранением управления от штатного рулевого колеса; путем установки электродвигателя с подключением к дифференциалу заднего моста реализована электротяга трактора; разработаны и установлены подсистемы дистанционного управления и технического зрения; система электроснабжения, обеспечивающая электропитание сервис-блока параллельного вождения и подсистем управления, технического зрения.
Разработкой уже заинтересовались в ряде компаний, на данный момент ведутся переговоры.
К слову, макет автоматизированного трактора был представлен и на открытии Belarus Expo в апреле, на территории особой экономической зоны «Алабуга».