На заседании Российской академии образования, посвященном обсуждению перспектив интеграции основного и дополнительного образования в условиях цифровизации, была представлена разработка ученых Инженерного института Казанского федерального университета – робот малогабаритный антропоморфный (РОМА).
Созданного в КФУ робота презентовал на собрании Отделения общего среднего образования РАО, которое проходило на прошлой неделе в Москве, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор департамента информатики, управления и технологий Московского городского педагогического университета Сергей Григорьев. Он отметил, что антропоморфные механизмы можно применять в качестве ассистентов школьных учителей и ассистентов преподавателей в центрах цифрового образования.
«Мы работаем в тесном сотрудничестве с Сергеем Георгиевичем и его аспирантами. Представители педагогического вуза помогают нам в разработке программ для робота с точки зрения постановки педагогических задач», – сообщил профессор Инженерного института КФУ Рифкат Сиразетдинов.
Робот создан сотрудниками Лаборатории андроидной робототехники и робототехнических систем Инженерного института КФУ в 2017 году, в 2020 году разработка была запатентована.
«Основное предназначение нашего робота – обучение учащихся и студентов программированию, конструированию, информационным технологиям и робототехнике. Например, первоклассник может запрограммировать простенькое движение рукой, а старшеклассники способны "научить" робота ходить и устойчиво стоять, брать предметы. Когда школьники на уроке информатики не просто пишут программы, а видят, как робот выполняет запрограммированные ими действия, мотивация к обучению возрастает в разы. Дети начинают понимать смысл того, чему их учат», – говорит Рифкат Талгатович.
По словам профессора КФУ, РОМА может способствовать развитию не только робототехнических, но и дизайнерских навыков. Школьники и студенты могут сами придумывать дизайн пластмассового корпуса антропоморфного робота, распечатывать пластиковые детали корпуса на 3D-принтере и осуществлять их сборку.
«По сути наш робот – это конструктор, представляющий собой образовательно-исследовательский комплекс, созданный на основе микроконтроллерной платы Arduino и микрокомпьютера Raspberry Pi, оснащенный видеокамерой и гироскопом. Он умеет распознавать образы, лица, может двигаться и говорить», – рассказал Р. Сиразетдинов.
Он сообщил, что одна из первых модификаций этого робота – футболист. РОМА умеет играть в робофутбол: находит мяч, ворота, пинает мяч в направлении ворот.
«Недавно робота стали учить работать с детьми. Он выучил всем известный детский стишок, который применяют для разминки пальцев после долгого письма: "Мы писали. Мы писали. Наши пальчики устали". Теперь РОМА может проводить физкультминутки с первоклашками», – продолжил профессор Инженерного института.
По словам Рифката Сиразетдинова, КФУ готов делать роботов для образовательных целей. Стоимость такого антропоморфного механизма примерно 150-200 тысяч. При этом ученый подчеркивает, что такой робот не может заменить учителя или преподавателя. Он может быть использован только в качестве ассистента.