European Psychiatry - официальный журнал крупнейшей международной ассоциации психиатров в Европе EPA.
Целью Европейской психиатрической ассоциации является улучшение жизни пациентов с психическими расстройствами и продвижение профессионального мастерства посредством образования и исследований. Ежегодно проводится конгресс ЕРА, материалы которого публикуются в журнале European Psychiatry.
В 2019 году Европейский конгресс психиатрии проходил в Варшаве под девизом «Психиатрия в переходный период: к новым моделям, целям и вызовам». Участниками конгресса стали и ученые Института психологии и образования Казанского университета.
По словам доцента кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ Альберта Чернова, внедрение систем охраны психического здоровья во многих странах, внимание к личностно-ориентированным исследованиям и уходу, наличие научных данных, подтверждающих биопсихосоциальную модель, клиническую значимость диахронической перспективы и эффективность, явились собой наиболее значимыми примерами мероприятий, проводимых в области психического здоровья в мире:
"Конгресс прошел в лучших традициях EPA. Особое место было уделено обновлению доказательной медицины в психофармакологии, внедрению систем охраны психического здоровья на уровне сообществ, приложений электронного психического здоровья и программ профилактики. Мы представили на конгрессе результаты двух своих исследований. Организаторы конгресса отобрали наши статьи для публикации в European Psychiatry".
Первая статья «Динамика психических состояний представления в условиях экспериментального влияния» написана в соавторстве учеными Казанского федерального университета А.Прохоровым, А.Черновым, М.Юсуповым, М.Валиуллиной, А.Халфиевой.
Целью исследования стало изучение изменений в ментальных представлениях психических состояний.
"Ментальные представления о психических состояниях, которые понимаются как внутренние структуры, сформированные в процессе жизни человека, недостаточно исследованы с точки зрения их стабильности и изменения, - пояснил соавтор статьи А.Чернов. - Понимание их является предпосылкой эффективной консультационной терапии".
В эксперименте, длившемся шесть месяцев, приняли участие 27 студентов в возрасте 18-19 лет. Ассоциативный, оценочные и образные характеристики психических представлений были изучены с использованием неявного ассоциативного теста и метода облегчения психического состояния, разработанного профессором КФУ А.Прохоровым.
Учеными было обнаружено, что результаты расслабления или активации влияния на представления о психических состояниях могут зависеть от природы используемой техники, а также индивидуальных особенностей участников.
"Применяемая в исследовании нервно-мышечная техника релаксации Эверли-Розенфельда оказала большее влияние на физиологические проявления, в то время как аутогенное погружение влияло лишь на ощущения, восприятие и память. После проведения медитаций интенсивность умственных представлений среди студентов достигла оптимальных значений".
Полученные результаты говорят о том, что обнаруженные изменения - определенная тенденция, позволяющая описать инвариантные и нестабильные характеристики психического представления.
Вторая статья «Динамика когнитивных состояний студентов с разным уровнем отражения» стала результатом исследования на выявление динамики когнитивного состояния в ходе занятия для студентов с разными уровнями и фокусом отражения.
Были сформированы три группы студентов с разными (высокий, средний и низкий) уровнями рефлексии. Напомню, что рефлексия выступает в качестве механизма самопознания, самоорганизации, самоопределения и как основа для самостоятельной деятельности студентов. Во время семинаров нами изучались именно когнитивные состояния студентов. Были выявлены наиболее часто испытываемые когнитивные состояния.