При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в Елабужском институте Казанского федерального университета провели исследование проблем подготовки высококвалифицированных кадров в области цифровизации экономики и образования.
Над этим научным проектом работали заведующий кафедрой математики и прикладной информатики Факультета математики и естественных наук Татьяна Анисимова, доцент кафедры педагогики Факультета психологии и педагогики Татьяна Бочкарева и заведующий кафедрой педагогики Факультета психологии и педагогики Ольга Шатунова.
«В данный момент цифровизация наряду с глобализацией, урбанизацией, демографическими изменениями и изменением климата является одним из мегатрендов, формирующих современный мир. STEM- и STEAM-образование (Science, Technology, Engineering, Art and mathematics – естественные науки, технологии, инжиниринг, искусство, математика) становятся приоритетными направлениями на фоне цифровизации всех сфер страны», – отмечает Татьяна Анисимова.
Как показывают международные исследования, сегодня только треть студентов университетов обучаются с использованием технологий электронного или дистанционного обучения. Использование технологии, даже в форме смешанного обучения, в дополнение к соответствующей IT-инфраструктуре, требует соответствующей подготовки преподавателей и студентов.
«В тотальной цифровизации образования возможны и негативные стороны. Это может быть утрата навыков вербального общения, компьютерная и смартфон-зависимость, электромагнитное излучение, минимизация движения. Все они способны привести к падению уровня воспитанности и частичной потере духовных ценностей общества. Именно составляющая «art» STEAM-образования призвана снизить влияние этих отрицательных последствий», – говорит Ольга Шатунова.
Уточним, что сам термин «art» пока является дискуссионным. Некоторые исследователи утверждают, что под ним следует понимать элементы гуманитарного образования, иные трактуют его, как креативную составляющую образования. Существует также мнение, что это творческая проектная деятельность. Авторы проекта считают, что все компоненты STEM в STEAM-технологии возможно позиционировать как научное творчество и инженерное искусство.
Преподаватели Елабужского института используют концепции STEM- и STEAM-образования при подготовки магистров для дальнейшего участия в реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Для этого в институте существуют программы магистратуры «Педагогическое образование» по профилям «Образовательная робототехника», «Цифровое образование», «Инженерная педагогика». Они полностью реализуют направление STEAM. Для данных профилей институтом самостоятельно разработаны профессиональные компетенции, что предусмотрено федеральным государственным стандартом подготовки магистров.
Таким образом после освоения модуля «Цифровая грамотность» выпускник вуза знает современные тенденции цифровизации образования, основные закономерности информационных процессов в цифровом обществе, компоненты цифровой грамотности, методы и средства поиска, систематизации и обработки цифровой информации в образовательной организации.
Есть и другие образовательные модули, среди которых «Технологии электронного и мобильного обучения». Он направлен на формирование знаний о роли и функциях мобильного электронного образования в условиях цифровизации, умений создавать аудиовизуальные и интерактивные электронные среды и соотносить их с методами, формами, этапами и технологиями обучения. А также – на умение выстраивать индивидуальные образовательной траектории обучающихся с применением элементов мобильного обучения.
Отметим, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» 206 организаций получают грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики. Казанский федеральный университет выиграл один из таких грантов в рамках мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий». Магистранты Елабужского института в процессе участия в данном проекте получили уникальную возможность сформировать соответствующие профессиональные компетенции для работы в цифровой школе и закрепить свои навыки.
По словам ученых Елабужского института, участие российских вузов в реализации этого нацпроекта позволяет повысить уровень цифровой грамотности у будущих учителей и педагогических работников, а также сформировать необходимые цифровые компетенции у школьников при условии эффективного взаимодействия высших и общеобразовательных учебных заведений в области STEAM-образования.