В Координационном центре Правительства РФ вице-премьер Дмитрий Чернышенко и министр науки и высшего образования Валерий Фальков подвели итоги развития науки и высшего образования в России в 2022 году.
На повестку дня были вынесены вопросы роли науки в достижении технологического суверенитета, повышения доступности высшего образования, вовлечения молодежи в науку, меры поддержки ученых.
Региональная повестка
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко обозначил в ходе брифинга вектор развития технологического суверенитета и его основных форвардов:
«Грамотно выстроенная региональная научная повестка – одно из ключевых звеньев всей системы, которая обеспечивает точки роста. По поручению Президента мы впервые сформировали рейтинг научно-технологического развития регионов. Напомню, лидерами стали Москва, Санкт-Петербург и Томская область, Башкортостан и Татарстан».
Всего в 85 региональных вузах за два года число бюджетных мест выросло более чем на 20 процентов.
«Сегодня наблюдается новый для российской системы высшего образования феномен. Репутация ведущих нестоличных университетов настолько сильно выросла за последние годы, что, даже увеличив бюджетный прием на десятки процентов, эти университеты сумели удержать и даже нарастить как качество приема, так и численность платных студентов», – подчеркнул Валерий Фальков.
Научная экспертиза
«В этом году мы внедрим новую систему оценки эффективности научных исследований, она активно разрабатывалась, обсуждалась на самых разных площадках и практически готова уже для внедрения. Кроме того, мы должны обеспечить нашим ученым возможность проводить качественную экспертизу получаемого нового знания. Для этого мы разрабатываем и в 2023 году внедрим новую систему научной экспертизы», – сообщил В. Фальков.
По его словам, невозможно без новой системы научной экспертизы эффективно оценивать научные исследования по новым метрикам, с учетом новых запросов российской экономики и новой геополитической ситуации.
Ключевые результаты и новые решения
Говоря о ключевых результатах и новых решениях для технологического развития, глава Минобрнауки России констатировал, что на 14 млрд рублей вырос объем исследований университетов-участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет–2030» за один год.
Казанский федеральный университет стал участником трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство». Вуз вошел в первую группу вузов. Всего в нее вошли семь вузов России. До конца 2023 года они суммарно получат 6,4 млрд рублей.
Сегодня КФУ является генеральным разработчиком Программы научно-технологического развития Республики Татарстан. Стратегические проекты КФУ в настоящее время формируют ядро будущей экосистемы республики. Поэтому выбор траектории территориального развития в программе «Приоритет–2030» был неслучайным. Он продиктован и самой миссией федерального университета – содействовать территориям, на которых они расположены. Основная задача в рамках территориального трека – это поддержка и активная вовлеченность в проекты регионального развития.
Также речь шла о старте 63 новых опережающих программ подготовки инженеров, по которым уже учатся более 2 тыс. студентов.
КФУ вошел в число победителей конкурса по отбору 30 российских вузов, на базе которых созданы передовые инженерные школы (ПИШ). Ключевым партнером Казанского университета является ПАО «КАМАЗ». Результаты работы ПИШ КФУ в 2022 году, в частности, направлены на предоставление дополнительных компетенций инженерам; переход к передовым цифровым интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам; повышение уровня эффективности использования человеческого потенциала; развитие систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
«Университетские смены»
Для включения новых территорий в единое научно-образовательное пространство предстоит обновить инфраструктуру более 50 университетов и научных организаций ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Чернышенко сообщил, что для школьников из новых регионов запустили программу «Университетские смены», благодаря чему 15 тыс. ребят приняли участие в культурно-образовательных программах на базе ведущих вузов.
К участию в проекте присоединился и Казанский университет. В августе 100 школьников участвовали в лагерной смене КФУ. Школьники посетили главное здание вуза, ознакомились с экспозициями музеев. Далее группа (всего пять отрядов) отправилась в Елабугу, в спортивно-оздоровительный лагерь «Буревестник» Елабужского института КФУ. Для них состоялась профильная смена «Вместе – целая страна».