Решение о включении директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиля Хайрутдинова в состав президиума федерального учебно-методического объединения и директора Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ Эльмиры Хабибуллиной в число членов ФУМО было озвучено в ходе первой сессии объединения, прошедшей на днях на базе СПбГУ.
Также в состав членов ФУМО вошли представители Института востоковедения РАН, Института философии РАН, Восточного факультета СПбГУ, Института стран Азии и Африки МГУ, Школы востоковедения НИУ ВШЭ, Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, кафедры корееведения Школы региональных и международных исследований ДВФУ, Восточного факультета Бурятского государственного университета, кафедры востоковедения Уральского федерального университета, кафедры современного востока РГГУ, факультета востоковедения Дагестанского государственного университета.
Напомним, в соответствии с приказом министра образования и науки РФ Ольги Васильевой от 3 октября 2017 года в системе высшего образования было создано федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе направлений подготовки 58.00.00 «Востоковедение и африканистика». Выделение этой группы специальностей из группы «Политические науки и регионоведение» в отдельную категорию признано ведущими российскими востоковедами, в числе которых и ученые Казанского федерального университета, положительным фактором, который позволит гораздо более эффективно выстраивать образовательный процесс в данной области.
«Прежнее положение дел было крайне несправедливым по отношению к группе специальностей «Востоковедение и африканистика». Дело в том, что востоковедение в истории и судьбе России испокон веков играло огромную роль и являлось стратегической отраслью знаний, которая оказывала влияние на развитие государственности сначала Российской империи, затем СССР и теперь современной России как наука, которая преследует не только фундаментальные научные цели, но и решает огромное количество прикладных задач, в том числе внешнеполитического и геополитического характера. Развитие этой отрасли науки позволило подготовить целую плеяду выдающихся исследователей, специалистов в области дипломатии, представителей органов государственной власти и управления, что способствовало эффективному выстраиванию взаимоотношений с государствами Ближнего и Дальнего Востока, многие из которых выступают стратегическими партнерами нашей страны. И дальнейшему развитию этой отрасли знаний, в том числе и развитию образовательного процесса в этой области, необходимо уделять полноценное пристальное внимание, что возможно только в случае выделения этой группы направлений подготовки в отдельную категорию, - пояснил директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. – Для решения этого вопроса научным сообществом российских востоковедов, в том числе и учеными КФУ, во главе с генеральным директором Эрмитажа, деканом Восточного факультета СПбГУ, почетным доктором Казанского университета Михаилом Пиотровским и научным руководителем Института востоковедения РАН, руководителем Международного координационного центра «Islamica» КФУ Виталием Наумкиным были предприняты большие усилия. Отрадно, что они увенчались успехом. Пристальное внимание этой группе направлений подготовки нужно уделять, в том числе и в связи с необходимостью обновления федеральных государственных образовательных стандартов по данным специальностям в соответствии с современными требованиями – пока мы до сих пор работаем по старым стандартам, и в этом смысле отстаем от развития других гуманитарных областей знания, где к подобной работе приступили ранее. Определению направлений работы для решения этих задач и была посвящена первая сессия ФУМО, прошедшая под председательством Михаила Пиотровского».
Рамиль Хайрутдинов отметил, в частности, что за последние годы КФУ удалось вклиниться в гегемонию столичных вузов по объемам контрольных цифр приема по данному направлению подготовки и существенно увеличить число бюджетных мест в Казанском университете. Так, в этом году будет осуществлен набор на 56 бюджетных мест (из 576 бюджетных мест по РФ), в то время как еще год назад таких мест было всего 14.
«Такая динамика позволяет более системно проводить работу по качественной подготовке специалистов-востоковедов в КФУ по различным профилям подготовки - языкам и литературе стран Востока, истории, политике и экономике восточных государств, позволит развернуть всю языковую линейку восточных языков преподаваемых в ИМОИиВ, - обозначил Рамиль Хайрутдинов. - Напомню, что по состоянию на сегодняшний день студенты-востоковеды имеют возможность изучать арабский, персидский, китайский, корейский, японский, турецкий, суахили, африкаанс, вьетнамский, урду и индонезийский языки. В качестве вторых изучаемых языков в ближайшей перспективе планируется ввести тюркские языки стран СНГ (казахский, киргизский, узбекский, азербайджанский), а также монгольский, кечуа и ряд других».
Всего, по данным Министерства образования и науки РФ, на конец 2017 г. в 19 образовательных организациях высшего образования страны, осуществляющих подготовку по направлению «Востоковедение и африканистика» обучалось 5554 студентов. Среди вузов с наибольшим бюджетным контингентом первое место занимает Московский государственный университет, затем СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Дальневосточный федеральный университет и Дагестанский государственный университет.
Надо сказать, к определению будущих направлений работы члены федерального учебно-методического объединения подошли фундаментально. Так, перед коллегами выступили директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова, декан Восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев, директор Института стран Азии и Африки МГУ Игорь Абылгазиев, проректор по УМО и дополнительному образованию МГУ Константин Миньяр-Белоручев, заместитель директора ИСАА МГУ, ответственный секретарь ФУМО Андрей Карнеев.
В выступлениях речь шла о перспективах развития востоковедения и африканистики как самостоятельного направления подготовки специалистов, об актуальных задачах востоковедного образования в современных условиях и об актуализации образовательных стандартов по востоковедению и африканистике в контексте выделения укрупненной группы подготовки, а также о задачах ФУМО. Так, подробно задачи ФУМО в своем выступлении рассмотрел Александр Соболев. В их перечень входит разработка регламентов деятельности ФУМО, разработка федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, методическая поддержка реализации образовательных программ по направлениям подготовки, организация работы по созданию качественных цифровых ресурсов в рамках направлений подготовки. Важно при этом отметить, что, согласно представленному докладу, основные профессиональные образовательные программы должны быть максимально актуализированы, иначе говоря, они должны разрабатываться не только на основании ФГОС, примерных основных образовательных программ и профессиональных стандартов, но и на основании результатов исследований, требований работодателей, отечественного и зарубежного опыта и иных возможных источников – на выходе образовательная программа должна представлять собой симбиоз всевозможных знаний, полученных различными путями.
Зашла речь и о том, как должна выстраиваться в целом система высшего образования в области востоковедения. В частности, обсуждались такие аспекты образовательного процесса, как необходимость долгосрочной подготовки специалистов, что привело к высказыванию рядом членов ФУМО мнения о необходимости сохранения подготовки специалистов в формате специалитета. Такой подход, разумеется, вызвал бурную дискуссию.
«Коллеги, выступившие за сохранение специалитета, делали акцент, прежде всего, на том, что такая форма обучения в течение пяти или шести лет позволит студентам проходить полноценную насыщенную языковую подготовку. И, безусловно, в этих суждениях есть здравый смысл – языковая подготовка для востоковедов крайне важна, - отметил Рамиль Хайрутдинов. – Однако такую возможность могут позволить себе исключительно столичные вузы, которые находятся в заведомо привилегированных условиях, благодаря возможности реализации собственных образовательных программ, в которые возможно включение большего количества часов, отведенных под языковую подготовку, и большей численности профессорско-преподавательского состава по отношению к числу студентов, нежели, к примеру, в федеральных университетах. Если же смотреть более масштабно, в формате всей страны и ее ведущих востоковедных центров, которые находятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, то необходимо максимально эффективно использовать те возможности, которые предоставляет система образования в рамках бакалавриата и магистратуры. Более того, хорошая языковая подготовка является на сегодняшний день не единственным приоритетом. Очень важно в современных условиях переходить к разработке образовательных программ, основанных на модульном планировании, соответствующем мировым стандартам, что позволяет без особых проблем создавать в дальнейшем сетевые образовательные программы или программы двух дипломов с зарубежными вузами-партнерами. Современные образовательные программы должны быть интересны, прежде всего, не преподавательскому составу, а самим студентам. Реалии требуют от молодых специалистов не только безупречных знаний в области языка, истории и культуры государств Востока, но и умения оперировать тем огромным объемом информации, который имеется в этой сфере науки. И, прежде всего, нам нужно работать над тем, чтобы повысить уровень подготовки студентов с точки зрения развития навыков анализа современной ситуации. Подготовка студентов-востоковедов должна в полной мере соответствовать миссии и принципам Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» по обеспечению доступа к лучшим образовательным курсам страны, созданию в России условий для развития российских цифровых ресурсов и современных технологий обучения на всех уровнях образования, в том числе и востоковедного, и, на мой взгляд, предстоит большая организационная, научно-методическая работа преподавателей ИМОИиВ и КФУ в целом, по созданию собственных качественных цифровых ресурсов в рамках направления подготовки «Востоковедение и африканистика». При этом в Казанском университете ратуют и за сохранение традиционных методов подготовки, когда разностороннее широкое гуманитарное образование позволяет готовить специалистов, которые могли бы в будущем не только работать в государственных корпорациях, органах власти и управления, но и определять саму систему развития классического, академического и университетского востоковедения. Отходить от тех школ, которые формировались десятилетиями и веками, нельзя, но важно учитывать, что они требуют новых импульсов и новых подходов».
И, важно подчеркнуть, что в Казанском университете в ИМОИиВ уже предпринимаются усилия на этом направлении. Большое внимание, в частности, уделяется развитию модульных образовательных программ, в рамках которых основная нагрузка на студентов в плане прохождения языковых стажировок приходится на третий и четвертый курсы бакалавриата, когда есть возможность в рамках регламентирующих документов Министерства образования и науки РФ выделять время для этих целей и организовывать язковую подготовку не только в рамках академического обмена с зарубежными вузами-партнерами, но и внутри страны. Система подготовки перестраивается таким образом, чтобы казанские студенты могли получить возможность прохождения углубленной подготовки, в том числе, и в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и дальневосточного региона России.
Возвращаясь к разговору непосредственно о результатах первой сессии ФУМО, необходимо, прежде всего, отметить, что был утвержден план работы объединения на 2018 год. В частности, президиуму было поручено сформировать рабочие группы по разработке ФГОС. Ученые КФУ проявили заинтересованность в этой деятельности и предложили свои кандидатуры для вхождения в эти рабочие группы.
Если говорить о результатах, имеющих значение, прежде всего, для Казанского федерального университета, нужно обозначить, что в ходе бесед и встреч были достигнуты договоренности о поддержке монголоведческих проектов КФУ, связанных с празднованием в текущем году 185-летия кафедры монгольского языка Казанского университета, а также со стартом проведения Ковалевских чтений в честь выдающегося монголоведа, ректора Казанского университета Осипа Ковалевского. Положительно была воспринята членами ФУМО и инициатива ученых КФУ по вхождению КФУ в состав членов российского общества монголоведов и проведению в следующем году на базе вуза «Казанского форума российских монголоведов».
В завершение стоит напомнить о перспективе создания при Институте восточных рукописей РАН базовой кафедры КФУ письменного наследия Востока – эта тема также поднималась, и директор ИВР РАН Ирина Попова подтвердила свое намерение возглавить кафедру и приложить в качестве сотрудника Казанского университета максимум усилий для формирования новых программ и привлечения выдающихся специалистов к реализации востоковедных образовательных программ Казанского университета.