Результаты исследования были представлены на международной онлайн-конференции по методологии и технологиям обучения в высших учебных заведениях HELMeTO 2021 3rd International Workshop on Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online, которая прошла в Университете г.Пиза (Италия).
На конференции профессором ИПО Розой Валеевой и доцентами Альбиной Дроздиковой-Зариповой и Наилем Латыповым был представлен доклад «Мотивация учебной деятельности студентов в условиях пандемии COVID-19: опыт и пути повышения».
«Целью исследования стало изучение мотивации учебной деятельности студентов младших курсов в период самоизоляции и разработка эффективных подходов по повышению мотивации учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения с использованием платформы Microcoft Teams (на примере КФУ)», – пояснила Роза Алексеевна.
Исследование проводилось на базе Казанского университета. Всего в исследовании приняли участие 107 студентов-бакалавров 2-х и 3-х курсов обучения из Института психологии и образования, Института физики, Института фундаментальной медицины и биологии. Были изучены проблемы организации учебного процесса в дистанционной форме.
«По мнению студентов, дистанционная форма обучения может лишь частично заменить очную: так считают 42,2%. К позитивным моментам дистанционного формата обучения отнесены: независимость от местоположения (85%), комфортные условия при проведении занятий (50,4%); к трудностям – большая загруженность (74,8%) и технические проблемы в организации учебного процесса (61,7%). Более 40% испытуемых предполагают, что дистанционная форма проведения занятий негативно скажется на качестве обучения студентов, и они не хотели бы продолжать заниматься в дистанционном формате. При возникавших трудностях в процессе обучения студенты-бакалавры прежде всего обращались за помощью к однокурсникам считают 69,2% опрошенных», – поделились ученые.
В числе решений по улучшению организации дистанционного обучения респондентами предлагались различные варианты эффективной организации учебного процесса и поиска альтернативных платформ и технологий обучения.
Обнаружено, что в условиях дистанта у студентов появляются новые цели, побуждения и мотивы, детерминирующие их учебную деятельность. В их числе студенты называют коммуникативные мотивы, профессиональные мотивы и мотивы творческого самовыражения. В основе активности студентов лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. При этом субъективное ощущение «включения» в учебный процесс по дистанционному формату наблюдается лишь в 17% случаев от общего числа.
Для поддержания и повышения учебной мотивации апробирована технология смешанного обучения (blended learning) с выбором наиболее эффективной модели Flipped Classroom, с обязательным проведением виртуальных занятий по расписанию в формате видеоконференции на базе платформы Microcoft Teams. С учетом выявленных доминирующих мотиваторов исследователи разработали различные подходы к содержательной организации процесса.
Справка
Международная конференция HELMeTO 2021 3rd International Workshop on Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online (международная онлайн-конференция по методологии и технологиям обучения в высших учебных заведениях) ежегодно проводится в Италии.
Цель ее – объединение ученых, ведущих исследования в области дистанционного высшего образования, а также технологий и методологии онлайн-обучения в мультидисциплинарном контексте. HELMeTO является уникальной платформой для активной дискуссии о перспективах развития онлайн-образования в разных предметных областях.