Ученые Института психологии и образования КФУ участвовали в работе крупнейшей международной конференции по исследованиям в области образования «ECER 2018», которую в этом году Европейская ассоциация исследований в образовании (EERA) проводила в Италии, в городе Больцано, с 3 по 7 сентября.
В этом году в конференции «ECER 2018» приняло участие более 3000 ученых из самых разных стран мира, включая США, Австралию, Новую Зеландию, и конечно же, были представлены все европейские страны. Отметим, что в этом году Россия также стала членом EERA, что говорит о признании достаточно высокого уровня наших исследований в области образования.
На площадках Свободного университета Больцано ежедневно работало параллельно 33 тематических направления, отражающих широкий спектр наиболее актуальных проблем в развитии мировой системы образования.
Институт психологии и образования КФУ на конференции представляли доцент кафедры педагогической психологии Ольга Лопухова, а также сотрудники научного отдела Наталья Копылова, Дарья Ханолайнен и Наталья Семенова. Все участники работали на разных параллельных секциях, семинарах и воркшопах, что позволило воспринять весь масштаб и разнообразие этой значимой конференции с разных точек зрения, зафиксировать разные тренды, подходы, идеи, а также установить интересные и полезные контакты с зарубежными коллегами.
Своими впечатлениями о мировых тенденциях развития исследований в образовании поделилась Ольга Лопухова:
"У меня уже был опыт участия на конференции EERA в Дублине два года назад, и могу сказать, что со временем это мероприятие приобретает все больший масштаб и значимость. Участие в этой конференции очень престижно для ученых всех стран, и все темы, которые заложены в основу сессий, семинаров и воркшопов, представляют собой наиболее актуальные научные проблемы в образовании и имеют огромные ресурсы для исследования. Более того, данные темы призваны объединять ученых в международные научные сообщества и способствовать диалогу и сотрудничеству.
Моим научным интересам были близки темы «Гендер и образование», «Исследования в высшем образовании», на стыке которых я представляла свой доклад. Также очень заинтересовало участие в секции «Гендер в физкультурном образовании и в спорте», и в целом исследования в области спортивного образования, поскольку я руковожу магистратурой по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта» и планирую развивать с магистрантами гендерные исследования в психологии детско-юношеского спорта.
Очень важным и полезным оказался «Воркшоп по написанию, рецензированию и публикации в высокорейтинговых рецензируемых журналах», который проводился редакторами журнала Gender and Education (издательство Francis & Taylor, ранг Q1) профессорами Carol Taylor и Kathryn Scatlebary. Они раскрыли все тонкости представления своего исследования в виде статьи в серьезном высокорейтинговом журнале, начиная с формулировки названия и абстракта и заканчивая списком литературы, а также объяснили, как проходит процесс редактирования статьи, по каким признакам редакторы оценивают статью, почему ее отклоняют или принимают и как правильно реагировать на замечания и требования редакторов и рецензентов таких высокорейтинговых журналов.
Общая позиция, которая была отражена в данной лекции, в том, что не стоит бояться подавать свои статьи в серьезные высокорейтинговые журналы и не стоит мистифицировать публикацию в таких журналах как что-то необычное. Публикация качественной статьи – это просто необходимый каждому ученому комплекс опыта и навыков, который вполне можно сформировать.
Также хотелось бы отметить и другие актуальные направления, представленные на ECER 2018, которые тесно соотносятся с исследованиями нашей кафедры педагогической психологии: это тематика психологического благополучия, психологической защищенности и устойчивости субъектов образования, формирование профессиональной идентичности учителя и образа учителя в глазах учеников, психология обучения в раннем детском возрасте и образование одаренных детей и др.
На конференции я получила возможность установить много полезных и перспективных контактов с коллегами из США, Дании, Испании, Хорватии, Португалии, Великобритании. В целом, у меня сложилось впечатление, что на текущий период наши позиции в исследовании проблем образования вполне достойно были представлены на международном уровне, вызывали интерес и имеют ресурсы для международного сотрудничества».