23 октября состоится международная онлайн-презентация коллективной монографии The Palgrave Handbook of Teacher Education in Central and Eastern Europe («Настольная книга Палгрейв по педагогическому образованию в Центральной и Восточной Европе»), посвященной трансформации педагогического образования в странах Центральной и Восточной Европы. Одним из редакторов монографии выступила заведующая кафедрой педагогики Института психологии и образования Казанского федерального университета, профессор Роза Валеева.
Авторский коллектив включает ученых из 21 страны Центральной и Восточной Европы. В монографии, которая инициирована Европейской ассоциацией педагогического образования (ATEE), представлен обзор последних достижений, текущего состояния и будущих перспектив в области педагогического образования в странах Центральной и Восточной Европы. Идея создания книги выросла из текущей необходимости изучить стратегии, подходы и практики для улучшения педагогического образования во всем мире, в связи с растущим интересом к системам педагогического образования в регионе Центральной и Восточной Европы.
Цели монографии – обсудить актуальные вопросы, связанные с развитием педагогического образования в этих странах. Широкий спектр проблем, обозначенных в статьях ведущих ученых России и зарубежных стран, раскрывает исторический контекст развития педагогического образования за последние три десятилетия; реформы педагогического образования в свете глобальных тенденций; основные характеристики существующих в странах систем педагогического образования и профессионального развития учителей, а также проблемы, с которыми сталкиваются страны при преобразовании систем педагогического образования. Важный акцент в международной монографии сделан на разработку направлений дальнейшего развития педагогического образования.
В монографии также представлен опыт развития педагогического образования в России. Глава монографии директора Института психологии и образования Айдара Калимуллина и Розы Валеевой Teacher education in Russia: The current state and development prospects («Педагогическое образование в России: современное состояние и перспективы развития») раскрывает особенности развития педагогического образования в России, которое находится в переходном состоянии: происходит переход от традиционной советской модели к подготовке учителей в непедагогических университетах. В условиях реформирования отечественного педагогического образования его важнейшими характеристиками становятся открытость, самоорганизация, самоопределение и саморазвитие. В главе делается вывод, что новые реалии современности диктуют необходимость новых направлений педагогики, таких как STEM-образование, робототехника, миграционное образование, нейропедагогика, развитие человеческого капитала для экономики будущего.
Айдар Калимуллин отметил важность публикации международной монографии:
«Сохранение научных контактов и реализация международных проектов является важной задачей в современных условиях, в то время как отдельные зарубежные ученые пытаются в негативном свете представить наше образование, его историю, современное состояние. Участие ученых Казанского федерального университета, в частности, в подготовке этой книги, позволяет показать достижения российской педагогической науки в целом и успехи Казанского федерального университета. Я уверен, что участие наших ученых в таких международных проектах вносит большой вклад в развитие международной репутации российского образования».