В последнем выпуске научного журнала, включенного в базу данных Scopus International Journal of Emerging Technologies in Learning опубликована статья Teachers' views on the availability of web 2.0 tools in education («Взгляды учителей на доступность инструментов Web 2.0 в образовании»).
Это совместное исследование ученых Стамбульского университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета им.Плеханова и Казанского федерального университета было проведено в 2018 году с целью выяснения мнения будущих учителей о применимости проектов и сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями (блоги, вики-проекты, социальные сети) в образовании.
Соавтором статьи выступила доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета Регина Сахиева.
"Одной из основополагающих идей развития интернета в последнее время стала концепция Web 2.0. Употребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые "волшебным образом" позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информацию".
Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни - как средства коммуникации (соцсети Facebook, Twitter, во "ВКонтакте"), средства быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). К тому же области использования технологий Web 2.0 расширяются с каждым днем. Основная причина заключается в том, что эти технологии делают взаимодействие между пользователями, приложениями и доступом к информации очень легкими и доступными. Благодаря этим функциям Web 2.0 становится необходимым инструментом для использования в образовании.
"Проекты и сервисы Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вводить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели - повышения доступности и качества обучения".
Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учащихся в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0 наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.
"Можно сказать, что будущие учителя должны быть более экипированы, открыты для обучения и нововведений".
Насколько готовы будущие педагоги к использованию данной технологии и полезны ли инструменты Web 2.0 в образовании, попытались ответить в своем исследовании ученые.
"Исследование проводилось в 2018–2019 учебном году. Группа респондентов состояла из 114 будущих учителей. Основным инструментом для сбора данных стала методика «Проблемы студентов последнего курса педагогического факультета и их проблемы в педагогической практике», разработанная профессорами Стамбульского университета.
Согласно результатам исследования, мнения будущих учителей об использовании инструментов Web 2.0 весьма позитивны: 95% респондентов заявили, что инструменты Web 2.0 должны использоваться в образовании.
"Из результатов исследования видно, что способность учащихся создавать контент с активным участием, поддерживать социальное взаимодействие и творческий подход в образовательной среде вызывает положительное мнение у будущих учителей. Полученные результаты продемонстрировали, что инструменты Web 2.0 оказывают положительное влияние на обучение благодаря своему богатому содержанию и также могут быть полезны для повышения коммуникативных способностей будущих учителей с помощью их совместного рабочего пространства".
Ученые спрогнозировали, что использование учителями инструментов Web 2.0 во время их обучения в вузе будет способствовать развитию будущих учителей и позволит им чаще и эффективнее использовать инструменты в своей педагогической практике.