Профессор, ведущий научный сотрудник Научного образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Мухаммет Усак и профессор кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Альфия Масалимова проводят исследование современной системы наставничества.
Статья «Mentoring On Science Teacher Education In Russia And International Perspectives» с результатами исследования были опубликована в научном журнале второго квартиля «Journal of Baltic Science Education» и проиндектирована в базах Scopus и Web of Science.
По мнению А.Масалимовой, сегодня рост интереса к наставничеству заключается в том, что это достаточно универсальный и эффективный способ обучения сотрудников на рабочем месте. С научной точки зрения, наставничество – это процесс обмена знаниями, социальным опытом, а также психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, профессиональном развитии.
В настоящее время наставничество как образовательная форма профессиональной деятельности в России претерпевает фундаментальные изменения из-за множества взаимосвязанных факторов, влияющих на систему наставничества.
- К факторам, от которых зависит характер осуществления наставнической деятельности, можно отнести: социально-экономические, политические, социокультурные, педагогические, методические и индивидуальные, среди которых приоритетным является социально-экономический фактор, определяющий заказ не только предприятий, но и современных образовательных организаций по возрождению и совершенствованию традиций наставничества.
Современные существующие педагогические идеи, подходы, концепции, ориентированные на модернизацию системы среднего и высшего образования, не в полной мере обеспечивают подготовку специалистов для работы в современных организациях, которые характеризуются информатизацией, интеллектуализацией и быстро развивающимися техниками и технологиями.
Более половины объема профессиональных знаний выпускники учебных заведений вынуждены получать непосредственно уже в своей профессиональной деятельности. Следовательно, организациям, которые получают таких выпускников, приходится искать оптимальные формы их профессионального дообучения, одной из которых и является наставничество.
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, наставника и образовательной организации.
- Молодой педагог обогащается профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствует свое профессиональное мастерство и умения, получает данные о традициях, ценностях и нормах образовательной организации, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Наставник же совершенствует свои профессиональные и деловые качества, педагогическое мастерство в ходе осуществления наставнической деятельности. Образовательная организация, подобным образом, наращивает уровень культурной и профессиональной подготовки своих кадров; крепнут взаимоотношения между работниками; обеспечивается преемственность наставнического корпуса.
Исследователи определили регуляторные нормы или принципы, на которые опирается современное наставничество в России.
- В настоящее время наставничество носит полипрофессиональный характер, заключающийся в том, что стажеры, проявляющие интерес не только к своим обязанностям, но и к разным сферам профессиональной деятельности, могут обращаться за помощью к наставникам разных квалификаций и уровне – это принцип интеграции профессиональной и наставнической деятельности. А также принцип традиционности и инновационности, предполагающий, с одной стороны, опору на уже устоявшиеся традиционные идеи, концепции и сложившийся опыт наставничества, а с другой – постоянное обновление ее содержания и технологий в соответствии с последними разработками в области науки и техники.
В сравнении с отечественным опытом наставническая деятельность в международной практике корпоративного обучения тесно связана с использованием технологий, направленных не только на передачу профессионального опыта молодым преподавателям, совершенствование их профессиональных компетенций, но и на выявление и развитие их потенциала.
- В международной практике осуществления наставнической деятельности, можно встретить такие категории как: «менторинг» (целенаправленная передача опыта), «коучинг» (раскрытие потенциала личности обучаемого), e-coaching (коучинг онлайн), «тьюторинг» (сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику), «шэдоуинг» (наблюдение за процессом работы), «супервизия» (наблюдение за профессиональной деятельностью молодого работника и оценка уровня сформированности его компетенций).
Среди наиболее распространенных форм и методов, используемых в наставнической деятельности за рубежом, можно выделить следующие: buddying (включение обучаемого в процесс деятельности другого человека), business simulations (имитации управления организацией), storytelling (рассказывание историй) и др.
Ученые делают вывод, что наставничество приобретает актуальность в связи с постоянно происходящими обновлениями в современной социально-экономической и политической жизни общества, требующими профессиональной и социальной мобильности сотрудников, их умений работать в команде для коллективного принятия решений и выработки правильной стратегии ориентации в нестандартных профессиональных ситуациях.