В написании монографии, изданной в Barbara Budrich Publishers, приняли участие представители девяти стран, являющихся членами исследовательской сети международной ассоциации исследователей образования WERA IRN по дополнительному образованию детей.
Главу, посвященную организации дополнительного образования в России, написали профессор Казанского федерального университета Роза Валеева и доцент Рамиля Касимова.
В главе представлен обзор изменений в образовательной политике, имеющих серьезные последствия с точки зрения структуры и учебной программы допобразования. Также раскрывается история и роль дополнительного образования в России, а также влияние на него местной и национальной политики и социальных структур.
«Дополнительное образование детей в системе образования РФ приобрело свои основные характеристики только в 1990-е годы, – говорится в главе. – Система допобразования детей выросла из неформального образования, которое имело за свою столетнюю историю примеры организации внешкольной деятельности детей в царской России, а затем в Советском Союзе».
Особое внимание уделяется взаимосвязи дополнительного образования с общим образованием.
«Российская система дополнительного образования детей формируется на базе внешкольных учреждений», – отмечают ученые.
Авторы приходят к выводу, что для российской системы дополнительного образования характерны поисковая активность учреждений дополнительного образования, инновационные процессы, актуализирующие их цели, содержание, формы и методы работы. Дополнительное образование играет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования.
«Допобразование детей сегодня – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, – пояснила Р. Валеева. – Здесь ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование в России – это образование целевого выбора».
Основными источниками для написания данной главы стали обзоры и нормативные документы по политике регулирования дополнительного образования в России, а также исследовательские работы по реализации концепции развития дополнительного образования детей.