В английском научном журнале «Неопределенные системы» (JUS) опубликована статья «Как организовать конференции: системный подход». Авторами выступили профессора Техасского университета (Университет Техаса, г.Эль-Пасо, США) Владислав Крейнович и Ольга Кошелева.
Одна из проблем международных научных форумов, по мнению профессора Техасского университета, заключается в том, что конференции часто организуются учеными-добровольцами, то есть людьми, которые являются профессионалами в области исследований, но не квалифицированными менеджерами организаций конференции.
"Научные конференции являются важной частью академической жизни: ученые во время проведения конференций могут изучать передовой отечественный и международный опыт. Но в силу ряда объективных причин некоторые конференции более успешны: со многими интересными докладчиками и большим количеством участников, некоторые - менее успешны", - пояснил В.Крейнович.
Поводом для написания этой статьи стало участие в мае этого года ученых Техасского университета в работе Международного форума по педагогическому образованию (IFTE), который пятый год подряд проводит Институт психологии и образования КФУ.
По мнению авторов статьи и большинства ученых, 140 российских и 60 зарубежных университетов из более чем 30 стран, форум IFTE - очень успешное мероприятие с участием многих известных международных докладчиков.
"В этой статье, основываясь на удачном, на наш взгляд, опыте проведенного нашими коллегами из Казанского университета международного форума по педагогическому образованию, мы предоставляем соответствующие базовые рекомендации по проведению конференций, а также их общесистемное объяснение", - считают ученые.
Напомним, что внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры - по версии британского издания Times Higher Education, в предметной области «Образование» КФУ вошел в число 100 лучших университетов мира, заняв 94 строчку рейтинга.
Ученые Техасского университета выделили следующие этапы подготовки к конференции: пред- и постконференционный.
К предконференционному этапу американские исследователи отнесли распространение информации о конференции, отметив, что организаторы IFTE использовали три основных канала: устный рассказ от участников прежних форумов, письмо-приглашение по электронной почте и через социальные сети; а также информацию в печатном виде, представленную коллегами из КФУ во время их участия на международных конференциях.
"Хочу отметить, что на каждой конференции, которую посещал член оргкомитета форума, была сделана короткая устная презентация о предстоящем мероприятии и об исследователях, собирающихся на конференции", - подчеркнул исследователь.
В качестве положительного опыта при организации конференций Крейнович отметил и предконференционные публикации:
"Во многих областях исследований материалы рецензируются и публикуются до конференции. Основное преимущество этой практики заключается в том, что участники конференции имеют доступ к подробной информации о соответствующих переговорах".
Есть два фактора, влияющих на одно из главных условий конференции - доклады известных ораторов: это продолжительность конференции (в случае если она короткая, то невозможны длительные выступления) и небольшой бюджет, что ограничивает количество приглашенных ораторов.
Организаторы казанского форума вместо того, чтобы разрабатывать собственные идеи, опросили участников предыдущих конференций, что, по их мнению, было бы лучшим решением этой проблемы.
В результате опроса организаторы форума нашли компромисс и ограничили выступления приглашенных докладчиков до 30 минут с разрешением задавать несколько вопросов. А чтобы уменьшить влияние финансовых ограничений, организаторы поддержали тех, кто нуждался в полной финансовой поддержке, частично поддержали некоторых ораторов и оказали только символическую поддержку тем ораторам, которые имеют собственные средства.
Среди достижений организаторов международного форума по педагогическому образованию были отмечены и организованные экскурсии, и самостоятельное время для ознакомления с городом, и свободный график заезда, что позволило больше узнать о Татарстане и об университете, и культурные мероприятия, и выделение отдельного студента-волонтера в помощники каждому оратору.
Постконференционный этап, по мнению ученых Техасского университета, опирается на публикации.
Ценностью казанского форума является факт, что материалы форума, опубликованные в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, проиндексированы в базе данных Web of Science.
Материалы конференций, опубликованные в журналах, индексируются выборочно. И факт, что статьи последних трех форумов (II, III, IV), прошедшие отбор на конференцию и опубликованные в международных журналах, были индексированы наукометрической базой данных Web of Science, говорит о высоком статусе Международного форума по педагогическому образованию и его влиянии на мировое научное сообщество.
Систематизируя подход к организации конференций, Владик Крейнович, не претендуя на новизну предложенных приемов, подчеркивает, что опыт Казанского федерального университета при организации и проведении Международного форума по педагогическому образованию, те приемы и методы, которые использовали организаторы форума, позволили ему стать лучшим мероприятием с участием многих известных международных докладчиков и большим количество участников.
Для справки:
Владик Крейнович окончил Ленинградский государственный университет в 1974 г. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук в Институте математики Академии наук СССР в Новосибирске в 1979 г. В 1989 г. работал приглашенным исследователем в Стэндфордском университете. С 1990 г. работает на кафедре компьютерных наук Университета штата Техас в Эль-Пасо. Помимо основной работы, был приглашенным профессором в Париже (Франция), Ганновере (Германия), Гонконге, Санкт-Петербурге (Россия) и Бразилии.
Сегодня вице-президент по публикациям Общества IEEE по системам, человеку и кибернетике (IEEE Systems, Man, and Cybernetics Society), вице-президент по связям с общественностью Международной ассоциации нечетких систем (International Fuzzy Systems Association), вице-президент Европейского общества по нечеткой логике и технологиям (European Society for Fuzzy Logic and Technology) Крейнович руководит исследованиями более десятка студентов в области гравитации, сейсмологии и окружающей среды.
На данный момент Крейнович В. является одним из наиболее активных прикладных математиков, имеет h-индекс 27 и более 700 публикаций (по базе данных Scopus).