Работа ведется в рамках поддержанных грантом проектов фундаментальных научных исследований РФФИ.
Российский фонд фундаментальных исследований опубликовал список поддержанных проектов фундаментальных научных исследований 2019 года. Ученые КФУ выиграли 20 грантов РФФИ. В числе победителей оказались четыре научных проекта ученых Института психологии и образования.
Грантовую поддержку получил и проект под руководством заведующего кафедрой дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Анны Ахметзяновой «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель».
Команда исследователей под руководством Анны Ивановны разрабатывает диагностический инструментарий для раннего выявления у особенных детей трудностей социализации и особенностей прогнозирования, то есть насколько успешно будет протекать их интеграция в общество.
"РФФИ уже поддерживал наши исследования в данном направлении. Так, в 2018 году мы завершили трехгодичное исследование прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций.
Вторым этапом исследования стал проект «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель», который РФФИ поддержал тоже на три года", - говорит ученый.
В фокусе внимания ученых – дошкольный возраст.
Несмотря на признанную роль прогнозирования в позитивной социализации, системные представления о прогнозировании в контексте значимых отношений дошкольника с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
"Мы планируем провести оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием особенных детей, условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников", – пояснила Анна Ахметзянова.
Цель научного проекта – дать теоретическое обоснование структурно-функциональной модели прогнозирования в дошкольном возрасте, разработать диагностическую методику и эмпирическое изучение способности к прогнозированию как показателя и ресурса позитивной социализации у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Учеными КФУ уже ведется работа по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций. Одним из центров, который будет генерировать лучшие в стране практики по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра, станет детский сад КФУ для малышей с особенностями развития. Именно здесь педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.
Первые результаты исследования ученые готовятся представить на XVI Европейском психологическом конгрессе.