Исследование, проведенное коллективом ученых из России, Словении, Китая, Гонконга и США, включает в себя обзор научных статей, монографий об искусственном интеллекте в образовании.
Научная статья A Review of Artificial Intelligence (AI) in Education from 2010 to 2020 / («Обзор искусственного интеллекта (ИИ) в образовании с 2010 по 2020 гг.») опубликована в Complexity Journal.
Соавтором публикации выступила приглашенный профессор Института психологии и образования Казанского федерального университета, ведущий специалист в области инновационной педагогики, профессор Андреа Истенич (Университет Любляны).
В статье представлен анализ исследований, направленных на раскрытие применения искусственного интеллекта в секторе образования, а также проведено изучение потенциальных исследовательских тенденций и проблем.
«Интеллектуальные технологии, способные воспринимать, распознавать, обучаться, реагировать и решать проблемы, неизбежно произведут революцию на рабочих местах будущего. Искусственный интеллект, взаимодействуя и помогая людям работать на более высоких уровнях, становится следующей революционной инновацией и рассматривается многими как движущая сила четвертой промышленной революции. Провести обзор исследований ИИ в образовании необходимо, чтобы дать преподавателям обновленное понимание этой области в качестве подготовки к возможным изменениям», – пояснила профессор.
Коллектив ученых провел контент-анализ 100 статей, в том числе 63 эмпирических и 37 аналитических, отобранных из базы данных Web of Science за период с 2010 по 2020 год.
«Искусственный интеллект – многообещающая область, которая сталкивается с множеством неизученных областей в сфере технологий. Задачи всегда будут более сложными и запутанными, особенно когда они связаны с приложением в образовании. Выявленные в обзоре проблемы можно разделить на три категории: техника, учителя и студенты и социальная этика», – говорит соавтор статьи.
Ученые выявили, что исследования по тематике можно разделить на три аспекта: по уровню разработки (классификация, сопоставление, рекомендации и глубокое обучение), по уровню приложения (обратная связь, рассуждение и адаптивное обучение) и уровню интеграции (вычисление привязанности, ролевые игры, иммерсивное обучение и геймификация).
Более того, на основе вопросов исследования и связанных с ними методов искусственного интеллекта были определены четыре направления исследований: интернет вещей, обучение и нейробиология, а также оценка влияния ИИ в образовании.
«Проблемы искусственного интеллекта в образовании вполне очевидны с точки зрения техники, ролей учителей и учеников, а также вопросов социальной этики. Эти результаты могут быть ценными справочными материалами для исследователей в области образования, студентов и разработчиков искусственного интеллекта, которые планируют внести свой вклад в соответствующие исследования. Кроме того, очевидно, что преподаватели должны совместно работать с инженерами искусственного интеллекта, чтобы устранить пробелы между техникой и педагогикой и обеспечить многообещающий канал для ученых для проведения дальнейших совместных исследований», – резюмировала ученый КФУ.
Для справки.
Андреа Истенич – почетный член Университета Маккуори в Сиднейском центре обучения и преподавания, приглашенный профессор Казанского федерального университета. Это известный эксперт по широкому кругу вопросов образования и обучения, разработки и использования информационных и коммуникационных технологий обучения, инновационных концепций для различных групп с особыми образовательными потребностями.