На Международном форуме Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA), посвященном психологии и педагогике детства, было принято решение о включении КФУ в международный научно-исследовательский проект в области изучения политики раннего языкового образования различных стран.
28-я Международная конференция Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA) прошла в Будапеште. Для участия в конференции съехались более тысячи ученых, политиков и педагогов из 60 разных стран мира.
Казанский федеральный университет на конференции представляла доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова. Отмечая высокие достижения ученых ИПО в области раннего развития детей младшего возраста, научный комитет крупнейшего конгресса EECERA пригласил ученого КФУ выступить председателем симпозиума «Мультилингвальное развитие детей» и представить доклад о раннем языковом развитии детей в условиях билингвизма и полилингвизма в Республике Татарстан и в Российской Федерации.
Во время участия представителей Института психологии и образования в 27-ой конференции EECERA было принято решение о включении КФУ в Международный научно-исследовательский проект в области изучения политики и развития раннего языкового образования различных стран.
С докладами о результатах исследования выступили ученые из Швеции, Финляндии и России.
Об особенностях проектирования полилингвальной образовательной среды в Швеции рассказал Robin Samuelsson. В его докладе были изложены концептуальные основы организации образовательного пространства языкового развития ребенка в дошкольном образовании. Представленный ученым инновационный проект был вдохновлен социокультурными теориями развития личности Л.С.Выготского, У. Бронфенбреннера. Социокультурная среда в данном случае рассматривается как условие саморазвития личности ребенка и предполагает на ранних этапах усвоения второго языка имитацию поведенческих моделей и речевой деятельности в культурной среде, в которой участвует ребенок (овладение вторым языком должно повторять овладение первым). Данная модель обучения второму языку не требует от ребенка сложных объемных высказываний и включает игровые движения, позволяет снизить тревожность и создать у него позитивный настрой, что облегчает изучение языка.
О результатах исследования качества языкового образования в Швеции с помощью европейских шкал оценки SLE-D (Social Language Environment – Domain) доложила доктор Martina Norling. Отметив необходимость оценки качества мультилингвальной образовательной среды, в аспекте ее развивающего потенциала, и создания модели экспертизы, как особой развивающей системы, отражающейся в показателях речевого развития ее субъектов. В докладе рассматривались проблемы становления и развития многоязычия, связанные с индивидуальными особенностями детей и были представлены стратегии поддержки многоязычного образования.
О проектировании образовательного пространства в контексте социокультурных и педагогических инноваций рассказала Raija Raittila из Университета Ювяскюля, c которым кафедрой педагогической психологии КФУ налажено научное сотрудничество.
Результаты исследования мультилингвального развития детей российской выборки представила доцент кафедры педагогической психологии Евгения Шишова.
«Доклад был посвящен проблеме формирования билингвизма у детей дошкольного возраста в сложившихся условиях двуязычия и многоязычия в России. Необходимость повышения эффективности формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования требуют создания системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма, - пояснила Евгения Олеговна. - Речь шла о моделях билингвальной образовательной среды с различными возможностями и особенностях когнитивного развития детской личности в условиях разной образовательной среды».
Коллегам была представлена модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства, раскрывающая сущность языкового развития и обучения ребенка через выделение ее структурно-процессуальных характеристик. Модель имеет практическую значимость для повышения качества билингвального образования, одна из задач которого – развитие языковой личности ребенка.
По словам доцента КФУ, участников симпозиума объединял интерес к особенностям различных систем языкового образования. Они подчеркнули особую ценность и значимость исследований в области качества языкового образования, необходимость повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми дошкольного возраста с помощью организации иноязычной образовательной среды и реализации возрастных возможностей к развитию будущей иноязычной компетентности ребенка.
«Раннее языковое развитие ребенка ориентировано не столько на обучение, главная ее цель – всестороннее развитие личности, развитие коммуникативных способностей, когнитивных процессов. Полученные результаты исследований подтверждают целесообразность раннего обучения иностранному языку и необходимость изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма», - резюмировала Евгения Олеговна.
В качестве дальнейших перспектив сотрудничества планируется подготовка коллективной монографии «Развитие мультилингвальной личности: проблемы и пути их решения».
Для справки. Ежегодная конференция EECERA - это крупнейшая и наиболее значительная исследовательская конференция в Европе, на которую ежегодно приезжают более 600 делегатов-исследователей со всего мира. EECERA стремится к сохранению, осмыслению и развитию богатого научного наследия в области раннего образования, доставшегося нам от Песталоцци, Оуэна, Фробеля, Монтессори, Выготского, Пиаже и др., а также посредством своих специальных исследовательских групп (SIGs), организует и поддерживает исследовательские проекты и тематические публикации. Следующая конференция по заявленной теме в 2019 году будет проведена в Греции.