В Казанском федеральном университете прошла полуторамесячная стажировка учителя из Швейцарии. Накануне отъезда Петер Васер поделился особенностями исследовательской деятельности в Швейцарии и впечатлениями о своей жизни в России.
«Даже не думал, что мне доведется побывать в Казани. Я планировал стажироваться в МГУ, но из-за пандемии процесс взаимодействия с этим вузом был приостановлен. К счастью, руководство Казанского университета поддержало меня, ответив положительно на просьбу о стажировке», - рассказывает Петер Васер.
Стажировка выдалась насыщенной. Программа была составлена таким образом, чтобы максимально представить особенности обучения студентов в вузе.
Это и посещение лекций и лабораторных практикумов по органической химии в Химическом институте, и уникальные уроки в стенах Малого химического института, и занятия по педагогическим дисциплинам в Институте психологии и образования, и занятия в IT-лицее Казанского федерального университета, и курсы русского языка для иностранных обучающихся.
«Я отметил для себя высокий уровень внимательности к учебе, педагогу, а также ответственности ваших студентов - как в университете, так и в лицеях. Для меня это удивительный факт. К сожалению, уровень образования падает везде. Это становится мировой проблемой. Так что я особо хочу подчеркнуть высокий уровень ваших студентов по сравнению с другими», - сказал иностранный эксперт.
Гость из Швейцарии и сам выступал перед студентами с докладами. Он рассказал о системе подготовки педагогических кадров в Швейцарии, в частности учителей химии; о процессе обучения химии в швейцарской школе. Сравнивая две страны, две системы, он отметил, что есть как схожие моменты, так и различия:
«Сказать, какая система работает лучше, а какая хуже, – сложная задача. В Швейцарии акцент делается на профессиональном развитии учителя в течение всей жизни. Для нас это в приоритете. И мы прекрасно понимаем, что одна теория не приводит к успеху – важно практиковаться в преподавании предмета постоянно.
В России я увидел развитое олимпиадное движение среди обучающихся. Это замечательная идея и практика. Благодаря участию в предметных олимпиадах ребята совершенствуют свои знания, добиваются новых высот. В Швейцарии тоже существует олимпиадное движение среди школьников. Не в таких масштабах, как в России, но оно тоже позволяет развиваться детям».
Отметил швейцарский учитель и школьно-университетское партнерство, хорошо развитое в Казанском федеральном университете. Для него это стало показателем повышения качества профессиональной «закалки» учителей.
«Наличие своих школ обеспечивает активную интеракцию профессоров и учителей-практиков. Это важно, поскольку позволяет трансформировать процесс подготовки учителя в вузе с учетом потребностей современной школы.
В Швейцарии часто педагоги-практики взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом. Такие страны как Германия и США являются близкими партнерами нашей страны: как в экономическом, так и исследовательском плане. Однако у них своя школьная система, со своими особенностями и разнообразием. Увиденное в Казанском федеральном университете позволило мне сделать вывод, что настало время обратиться к положительному педагогическому опыту России. Я очень надеюсь, что взаимодействие двух наших стран в вопросе подготовки учителя, предметного обучения в школе будет крепнуть», - подытожил П.Васер.