Сегодня, 20 августа, гимназия № 180 города Казани стала местом своеобразной «инициации» - здесь торжественную клятву учителя принесли выпускники педагогических вузов республики, которые 1 сентября впервые приступят к работе по профессии.
Торжественную церемонию дополнил откровенный доверительный разговор между учительским сообществом Татарстана и представителями Правительства и профсоюзов РТ. Беседа была посвящена облику учителя в XXI веке – какие требования к нему предъявляются и как его работа должна поощряться. Все вопросы, предварительно собранные в школах республики, объединили по блокам и задали тем, от кого зависит развитие системы образования. Это и Казанский федеральный университет в лице ректора Ильшата Рафкатовича Гафурова, и профильное министерство в лице Рафиса Тимерхановича Бурганова, и профсоюз республики. Главной темой стало повышение престижа профессии.
«Отношение к учительству должно поменяться в обществе. В стенах университета внимание к педагогическому образованию никогда не ослабевало: сегодня более 16 % преподавателей в КФУ занимается подготовкой педагогических кадров. Мы должны находить ответы на вызовы, которые дает нам жизнь. Так, например, в субботу мы получили информацию, что наш педагогический журнал включили в базу данных Scopus. Это показатель востребованности нашего образования. Кроме того, мы участвуем во множестве совместных программ и международных объединениях», - отметил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Более 65 % из молодых учителей, торжественно приступивших к своим обязанностям сегодня - это выпускники Казанского университета. Самый большой университет республики является еще и самым продвинутым, что подтверждается данными международных рейтингов. По данным QS и THE Казанский университет является вторым в России в области подготовки кадров для системы образования. Главное, чему учат в университете - это способность учиться и искать новые знания. Отвечая на вопрос молодых педагогов, что же такое «учитель будущего», ректор КФУ дал чёткое определение.
«Это учитель, который может быстро адаптироваться к изменениям. Для этого важно иметь доступ к большому количеству информации, поэтому мы в университете обеспечиваем работу со множеством информационных систем и баз данных. Да, это дорого, но без этого современного специалиста не воспитать», – ответил ректор КФУ.
Разумеется, подобное самозабвенное отношение к работе требует не только стремления, но и видимой цели, ради которой стоит прикладывать усилия. В последние годы уровень оплаты труда растет вместе с престижем. А уровень проходного балла ЕГЭ на педагогические направления бьёт все рекорды. Также молодые учителя захотели узнать, на какие социальные гарантии они могут рассчитывать. Отвечать на этот вопрос довелось лидеру профсоюза работников образования Татарстана.
«Методы поддержки, используемые в Татарстане для поддержки учителей, уникальны даже в масштабах России. Особенно хочу отметить, что социальные гарантии доступны не только для молодых педагогов, - сказал Юрий Петрович Прохоров. - Мы организовываем регулярные поездки в дома отдыха и санатории, обеспечиваем дополнительные выплаты при выходе на пенсии. Более того, есть отельный проект льготных кредитов. С особенной пониженной ставкой для молодых специалистов».
Говоря о повышении оплаты труда, отметили важность индивидуального подхода к оценке навыков конкретного учителя. В ближайшее время планируется внедрение базовых стандартов оценки эффективности учителей. Как отметил министр образования и науки Татарстана, все будет зависеть от степени квалификации. По итогам аттестации будет определяться, какой именно траектории в карьере необходимо придерживаться данному педагогу, и какие «белые пятна» в знаниях ему нужно ликвидировать.
Отдельный блок вопросов касался подготовки учителей для национальных школ. В большей степени этот вопрос отнесли к Государственному совету Татарстана и его представителю, депутату Разилю Исмагиловичу Валееву.
«Я считаю, у нас должно быть два национальных языка. Однако это очень давняя история. О том, как нужно преподавать родной язык, мы думали совместно с нашими коллегами из национальных республик, и вместе разработали законопроект, который в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой. При этом мы не противопоставляем его государственному языку, он должен быть один для всех. Однако и родной язык изучать нужно, и если мы с вами будем с одинаковым усердием и дома и на работе использовать родной язык, помнить свою культуру, никакой угрозы не будет. Ведь знание родного языка - это счастье», - отметил председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
В целом вопросы, которых к сегодняшнему обсуждению собрали множество, касались всех аспектов жизни и работы учителей по всей республике. Разумеется, на все сегодня ответить не получилось. При этом «закрытых» тем или вопросов без ответов решили не оставлять.
«Все вопросы, которые вас интересуют, за один раз мы не сможем озвучить. Время ограничено, но ограничено в рамках этого мероприятия. У нас есть возможность встретиться, и не раз, если это понадобится, чтобы ответить на все вопросы. Потому ограничений для нас не существует», - отметил министр образования и науки Татарстана Рафис Тимерханович Бурганов.
Самой волнительной частью встречи, без сомнения, стала клятва учителя. Созвучная с клятвой Гиппократа, в своих строках она содержала обещание учить, не навредить и всего себя посвящать профессии. Отрадно, что из года в год все больше молодых людей выбирают для себя это непростой путь. Все более престижной становится деятельность, несущая свет знаний во все концы страны.