Неожиданные открытия сделали педагоги – участники фестиваля и публичной лекции «Учителя года – 2016».
Еще в ходе пленарной сессии «Будущее образования или образование будущего» молодой преподаватель русского языка и литературы г.Армавир Александр Шагалов со сцены поделился, что непросто жить в эпоху мейнстрима, тинейджеров, спичей, спикеров, стартапов и мерчандайзеров, в век цифровых технологий. Непросто – но интересно.
На своей публичной лекции учитель словесности обратился к «живому» слову. Тема «Использование аудиозаписи во время урока для мотивации учащихся» казалось бы, ясна и не таит ничего нового и особенного. Но так казалось лишь до той поры, пока не зазвучали голоса Луначарского, Маяковского, Чуковского, Блока – и благодаря завораживающей речи, «согретой чувствами», образы просветителя и поэтов стали намного ближе и теплее. Именно такую задачу ставит перед собой учитель. По признанию, в школе Александр не мог понять и принять пульсирующие ритмы Владимира Маяковского, который позже стал одним из его любимых авторов. Теперь он стремится, чтобы при первой встрече с поэтом на уроке литературы «ребенок не испугался, не отторгнул, а полюбил «лесенку».
Теоретически, мы могли бы услышать и записи голосов Достоевского и Чехова, ведь фонограф был изобретен Эдисоном в 1877 году. Но это лишь теоретически. Ценный материал, свидетель эпохи не сохранен. Зато на помощь учителю есть богатые архивы самых разных голосов – актеров российского Императорского театра, Льва Толстого, представителей зарубежной литературы, исторических персонажей и множества других известных личностей. В одних записях запечатлена трагедия века, в других – несокрушимая сила духа и мужества.
Как же удачнее использовать это наследие? Александр Михайлович рассказал о своем опыте. Аудиозаписи могут создать интригу в начале урока, когда перед их воспроизведением детям дается загадка: «Какой писатель о какой личности ведет речь?» Другой вариант – столкнуть два голоса, задав проблему или создав дискуссию в классе. Нередко образцы фонотеки служат ярким завершающим штрихом занятия.
Например, во время студенческой практики будущему педагогу на выручку пришла аудиозапись Льва Толстого: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро». Наставления из уст классика произвели гораздо больший эффект, чем нотации учителя.
Финальным подарком для слушателей лекции стал голос Цветаевой. Александр Шагалов признался, что его решение приехать на фестиваль во многом связано с пребыванием в Елабуге Марины Ивановны. «Тут она была. Тут она ходила!» - говорил он себе во время прогулок по городу. Как многие, в школе Шагалов не был поклонником поэта, но в студенческие годы творчество Марины Цветаевой, ее не льющихся, но «рвущихся» стихов, наполненных волей, страстью, энергией, очень впечатлило молодого человека.
Никто не может прочесть стихи так, как их автор. А услышать его – значит понять особый смысл, вложенный поэтом. К сожалению, записей Марины Цветаевой не осталось. Но вот голос ее сестры, манера чтения, по свидетельству Анны Ивановны, совпадали так, что их не могли отличить даже родители. Спокойствие и уверенность наполнили строки поэта, в которые вдохнула жизнь Анна Ивановна, оставив потомкам неоценимый дар.
В заключение Александр Михайлович подчеркнул: «Ребенок не может запомнить весь материал, но строки, прочитанные автором, воспринимаются иначе и запоминаются невольно. Я не говорю, что урок без аудиозаписи уже не урок или он не так эффективен. Не стоит применять этот метод ежедневно. Но использование фонотеки способно украсить урок, заинтересовать школьников, помочь им увидеть личности и прикоснуться к другой эпохе».