На сегодняшний день в мировом академическом сообществе существует множество прогнозов и предположений, каким будет высшее образование в недалеком будущем. В частности, ставится вопрос о роли университетов в «постковидную» эпоху.
Об этом сообщил на очередном рабочем совещании с руководящим составом вуза проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский. Вел совещание ректор КФУ Ильшат Гафуров. Участники рабочей встречи обсудили дальнейшее развитие образования в Казанском университете, и какой должна быть новая политика в данном направлении.
Дмитрий Таюрский отметил, что вузу необходимо сохранить свою идентичность в условиях реализации уникальных программ на международном рынке образовательных услуг, и при этом обеспечить соответствие всем требованиям государственных стандартов.
Новая образовательная модель в КФУ, по мнению проректора, должна опираться на компетентностный подход - так называемую многопрофильную подготовку. То есть студент на выходе будет обладать определенным набором компетенций, а не ограничиваться какой-то одной. В этой связи возникает потребность в создании условий для индивидуализации образовательной траектории университета.
«Современный мир стремительно меняется, существенно трансформировался и подход к построению образовательного процесса, так как студент, поступая в вуз с одной целью, к концу обучения может прийти к тому, что ориентиры у общества уже совсем иные. Поэтому и следует делать ставку на развитие индивидуальной образовательной модели для каждого обучающегося», - пояснил Таюрский.
И действительно, мы пришли к тому, что характеристики будущего рабочего места выпускника отсутствуют или сильно размыты. Узкопрофильная подготовка в таком случае является недостаточной, так как требования, которые сейчас предъявляются по отношению к работнику, предполагают профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Сформировать у учащихся данный универсализм, подготовить их к жизни в современном нестабильном и неопределенном мире, предоставляя возможность осознанно менять свой выбор – задача образовательной системы нового поколения.
Говоря об основных направлениях образовательной политики КФУ, Дмитрий Таюрский еще раз подчеркнул, что дизайн новых программ должен разрабатываться в соответствии с приоритетами научно-технологического развития государства и национальных проектов. Также он сделал акцент на внедрении доступной электронной образовательной среды на всех уровнях организации образовательного процесса. Однако он подчеркнул, что форматы обучения должны быть как онлайн, так и офлайн.
Далее проректор более подробно остановился на принципах построения компетентностной модели и индивидуализации образовательной траектории Казанского университета.
К дискуссии, в свою очередь, подключилась и директор института передовых образовательных технологий КФУ Светлана Котенкова, представив участникам совещания пример системной трансформации образовательного процесса в вузе. Также она озвучила ряд проектов, направленных на развитие образования в Казанском университете, и которые планируется осуществить в ближайшие пять лет.
В завершение совещания руководители структурных подразделений ознакомились с данными ежедневного мониторинга состояния здоровья сотрудников и студентов.
Проректор по социальной и воспитательной работе Ариф Межведилов доложил, что по состоянию на 3 ноября количество студентов, заболевших сезонными простудными заболеваниями, в головном вузе составляет 535 человек, в Елабужском институте – 27 человек, в Набережночелнинском институте – 106. Чрезвычайных происшествий не зафиксировано.