«Неизвестно, почему Константин Эдуардович Циолковский, предвестник эпохи полетов в космос, выделил среди прочих книжных хранилищ Российской империи Научную библиотеку Казанского университета. Но факт остается фактом: именно сюда он регулярно присылал свои только что изданные работы в 1895, 1899 и 1902 годах».
Так в своей статье «Малоизвестные факты о ранних работах К.Э.Циолковского», опубликованной в 2014 году в журнале «Наука и образование», пишут доценты кафедры математического моделирования МГТУ им. Н.Э.Баумана И.Акимова, Ф.Ахметова, И.Пелевина после знакомства с прижизненными изданиями работ Циолковского, которые хранятся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета и имеют автографы великого ученого.
Публикуем с небольшими сокращениями статью московских ученых, посвященную «казанским находкам».
…Так, на брошюре, изданной в Одессе в 1899 г. и представляющей собой отдельный оттиск статьи «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток», опубликованной в журнале «Вестник опытной физики и элементарной математики» (Одесса, 1898-1899 гг., №№ 269-272), имеется надпись: «От автора для сообщения и отзыва. Предпринимаются мною новые опыты на средства, данные мне Академиею наук».
Подобный характер имеет и автограф Константина Эдуардовича на брошюре, изданной в Калуге в 1903 г., объемом в 22 стр., являющемся отдельным оттиском статьи «Сопротивление воздуха и воздухоплавание», напечатанной в журнале «Научное обозрение» (СПб., 1902, № 5, с. 139-160).
Эта статья является кратким извлечением из отчета Академии наук, предоставленного Циолковским в 1901 г. В статье приведены основные выводы из опытов по сопротивлению воздуха, которые Циолковский произвел в 1900 г. на полученные от Академии наук деньги (470 руб.), построив для этого воздуходувку увеличенных размеров.
В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского университета особое место занимает еще одна книга с автографом Циолковского. Это отдельный оттиск статьи «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина», напечатанной в 1894 г. в журнале «Наука и жизнь» (Москва, 1894, №№ 3-46).
По мнению специалистов, это произведение является первым в мировой литературе, в котором рассмотренные конструкции аэроплана сопровождались аэродинамическими расчетами. На основании этих расчетов автор имел основание предложить свободно несущее крыло толстого профиля и конструкцию несущего крыла из цельнотянутых стальных труб, тянущие пропеллеры с соосным вращением и закрытый обтекаемый фюзеляж. Высказанные им предложения легли в основу современного самолета-моноплана с безрасчалочным крылом обтекаемой формы, колесным шасси и соосным вращением винтов. Здесь же впервые в мире был предложен и описан гироскопический автопилот с электрическим приводом для руля высоты.
Этот проект предвосхитил многие идеи современного самолетостроения. Константин Эдуардович верил в будущее авиации, он писал в статье:
«Если судить по энергии существующих двигателей, то следовало бы отказаться от мечтаний летать посредством птицеподобных снарядов (вернее насекомоподобных, потому что, как мы указывали, наш аэроплан напоминает более всего летающее насекомое, напр., божью коровку). Однако у меня есть теоретические основания верить в возможность построения чрезвычайно легких, и то же время сильных ... двигателей, вполне удовлетворяющих задаче летания».
С целью привлечь внимание к своему изобретению Циолковский печатает эту статью в следующем, 1895 году, отдельным оттиском. Тогда же он посылает брошюру в Казань. На тоненькой книжке надпись: «Из Калуги. Казанскому университету от автора. Циолковский. 1895 г. Февраль».
Известный казанский библиограф В.В.Аристов, будучи на протяжении многих лет заведующим отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского, дал удивительное по ясности и лаконичности описание имеющегося раритета:
«Но не только дарственным автографом провидца эры завоевания космоса интересен этот экземпляр, сохранившейся в университетском хранилище. Оттиск, что был прислан в Казань, особенный. Он отразил работу ученого над своим изобретением, усовершенствование его. На полях многих страниц брошюры - поправки, дополнения, сделанные Циолковским. Так, на стр. 24 он изменил формулу «пухлости» крыла аэроплана, на стр. 26 исправил расчет площади крыльев, на страницах 34-35 сделал исправление в расчете грузоподъемности аэроплана. Не остались без изменений и чертежи. В самом начале брошюры внесены дополнения в первый рисунок вращения экспериментального аппарата».
Этим дополнениям Циолковский придавал большое значение. В 1896 году он писал о типографских упущениях в изданном за свой счет оттиске: «На чертеже нет двух крыльев. Чертежа 8 совсем нет». А в казанском экземпляре не только исправлен первый чертеж, но есть и восьмой: в конец брошюры Константин Эдуардович вклеил отдельный листок со сделанным карандашом схематическим рисунком аэроплана».
Все эти исправления формул, расчетов, чертежей, представляют большой интерес для историков авиации и космоса, биографов и исследователей творчества К.Э.Циолковского. Однако они никогда не публиковались и до недавнего времени были неизвестны даже специалистам.