В детском саду Казанского федерального университета «Мы вместе» проходит обучение родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты университета знакомят их с методом прикладного анализа поведения.
В ноябре проект «Семейная академия» АНО «Ресурсный центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья» получил грант в форме субсидии из бюджета РТ, выделяемый некоммерческим организациям, реализующим социально значимые проекты. Отметим, это стало возможным благодаря совместной работе детского сада и Института психологии и образования КФУ.
«Давно известно, что основными вмешательствами при расстройствах аутистического спектра для коррекции аутистической дезактивности являются психолого-педагогические методики. Одна из них – метод прикладного анализа поведения, – рассказала руководитель проекта, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО Ирина Нигматуллина. – Аутизм – это не что-то эфемерное, далекое или редкое. Общемировые научные исследования говорят примерно о двух процентах людей с аутизмом, но эти цифры ничего не значат, когда в твоем близком и немногочисленном окружении, или даже в многочисленном и не очень близком, есть ребенок с аутизмом».
Способов излечения от аутизма пока не существует. Есть методы, которые помогают таким детям стать более приспособленными и готовыми к самостоятельной жизни. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия и создание наиболее благоприятной среды для ребенка.
Эксперты уверены: чем раньше ребенок с РАС начнет адаптироваться в обществе, тем лучше. Большую роль в реабилитации ребенка, конечно, играют родители.
«Необходимо, чтобы родитель включался в процесс реабилитации, чтобы он сам учил ребенка социальному поведению, бытовым навыкам, досуговой деятельности. То, что у обычных детей появляется само по себе, без участия взрослых, – с детьми с ментальными особенностями не происходит. Все достижения: научился сам одеваться, держать ложку, говорить – результат огромных усилий и труда и педагогов, и родителей», – отмечает заведующая детским садом КФУ Эльвира Cадретдинова.
С целью повышения родительской компетентности с начала января в детском саду по четвергам проходят двухчасовые занятия по обучению применения метода прикладного анализа поведения в домашних условиях.
Сертифицированные специалисты обучают родителей базовым методам с доказанной эффективностью, учат родителей лучше понимать особенности своего ребенка, анализировать его поведение, определять причину нежелательного поведения, а также обучают принципам и приемам закрепления социально одобряемого поведения.
«На занятиях мы учимся, как собирать данные и работать по протоколам, как воссоздавать условия, которые мотивируют ребенка к занятиям, как корректировать нежелательное поведение», – пояснила Ирина Александровна.
Курс продлится до конца мая. Обучение проходят более 20 семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.