II Всероссийский форум «Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования» проводится с целью подробного ознакомления работников дошкольного образования с современными требованиями к образовательному процессу, а также с целью вовлечения в реализацию полилингвального обучения. В мероприятии принимают участие более двухсот человек, среди которых воспитатели, заведующие детскими садами, специалисты управления образования, представители Министерства образования и науки Республики Татарстан, иностранные гости, преподаватели вузов.
Почетными гостями форума стали ведущий советник дошкольного отдела Министерства образования и науки Республики Татарстан Йолдыз Хисамиева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО Оксана Ушакова и доктор педагогических наук, профессор университета Берлина Кючуков Христо Славов.
Впервые в этом году в работе форума приняла участие главный редактор федерального журнала для родителей и педагогов «Дошкольный мир» Ирина Бесчаскина. Коллектив журнала в рамках работы форума представил выставку методических пособий для работы с дошколятами.
С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель директора по научной деятельности Ринат Ибатуллин. «Сегодня современное российское общество характеризуется рядом значительных тенденций, в первую очередь к ним относится создание облика нового россиянина. Это означает формирование личности детей раннего и дошкольного возраста. Данный процесс уникален, так как личность современного ребенка формируется в цифровом поликультурном пространстве, а сам ребенок относится к поколению Z. К таким реализациям относят проект создания сети полилингвальных образовательных комплексов с обучением на русском, татарском и английском языках. В состав этих комплексов входят школы и, конечно, детские сады. Наш форум собрал талантливых и творческих педагогов, готовых отвечать на такие вызовы», - подчеркнул Ринат Ривкатович.
Ренат Ибатуллин также отметил, что в стенах Елабужского института сегодня успешно реализуются образовательные проекты для дошкольников. Среди них «Детский университет», «КФУмники», «ЦифроЛето», «ИнтелЛето» и не только. В рамках программы бакалавриата ведется подготовка кадров по трем направлениям: педагогическое образование с двумя профилями (Дошкольное образование, Английский язык (очнo), педагогическое образование с двумя профилями (Родной язык и литература,
Дошкольное образование (заочно), а также педагогическое образование (Дошкольное образование (заочно). Действует программа магистратуры «Управление дошкольной образовательной организацией». Кроме этого, для слушателей доступны курсы повышения квалификации по темам: «Легоконструирование и основы робототехники как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста» и «Создание развивающей среды дошкольного образовательного пространства для реализации полилингвального образования».
В рамках пленарной части участники-спикеры рассказали о процессе формировании толерантного сознания дошкольника в условиях поликультурного образовательного пространства, о воспитании у дошкольников ценностного отношения к родному языку, о формировании представлений о языковой картине мира в дошкольном детстве, об инновационных подходах в формировании полилингвальной культуры дошкольника. Одним из интересных и актуальных на сегодня исследований является труд доктора педагогических наук, профессора, ведущего специалиста в области билингвального образования мирового уровня, работника университета Берлина (Германия) Кючуков Христо Славова на тему «Ментальные особенности языковой культуры народов мира».
По окончании пленарного заседания участники мероприятия разделились на аудиторные группы, где им представилась возможность глубже раскрыть заявленные темы своих работ и обсудить актуальные вопросы языковой картины мира дошкольника. Кандидат педагогических наук, научный руководитель Международных лабораторий с распределенным участием, ответственный секретарь Правления Международного методсовета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации Екатерина Кудрявцева затронула вопрос обзора инновационных продуктов для ДОО международных сетевых лабораторий Елабужского института КФУ. Научный руководитель представила аудитории технические разработки, подробно рассказала об их функциональных возможностях и представила их необходимость в XXI веке технологий.
Продолжился форум работой мастер-классов. Здесь были проведены игровые тренинги на развитие навыков эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей, детское конструирование в развитие технического и творческого потенциала дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, практические занятия по изготовлению куклы-оберега, использованию аквагрима для развития творческих особенностей у детей с ОВЗ, по изучению использования интерактивного планшета в индивидуальной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и другие.
Первый день II Всероссийский форум работников дошкольного образования «Современные тенденции и перспективы развития дошкольного образования» завершился работой очного тура Республиканского конкурса инновационных образовательных ресурсов «Калейдоскоп педагогического мастерства». Победителям были вручены памятные призы и дипломы, а участникам – сертификаты об участии.
Отметим, работа форума продолжится и завтра. Участникам будут представлены лучшие практики базовых экспериментальных детских садов Елабуги и Набережных Челнов.