I Съезд учителей истории и обществознания РТ, открывшийся вчера с большой дискуссии в КСК КФУ «УНИКС», сегодня продолжился пленарным заседанием в Елабужском институте КФУ. Преподавателей истории и обществознания со всего Татарстана приветствовали первые лица республиканской системы образования, эксперты РАН и представители федеральных институтов-регуляторов Единого государственного экзамена. Отдельное место заняла и беседа участников с «хозяевами» этого уникального мероприятия: ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров представил гостям университет и рассказал о его роли в становлении научно-образовательной системы в республике.
В первую очередь, приветствуя коллег-педагогов, Ильшат Рафкатович упомянул о той модели подготовки педагогических кадров, которая сегодня реализуется в университете и позволяет ему занимать ведущие позиции в соответствующей сфере во всем Поволжье. Речь идет о сосуществовании традиционной и распределенной систем подготовки учителей, когда, наряду с классическим педагогическим образованием, будущие «предметники» получают знания в своих научных областях непосредственно в профильных институтах. Так, например, учителей истории и обществознания готовят в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Кроме того, ректор рассказал об опыте университета в трансфере новейших образовательных технологий на площадки собственных лицеев и Центра подготовки и повышения квалификации педагогов, получившего статус Поволжского.
«Эта сложная система дает нам возможность отрабатывать новые технологии и отвечать на все проблемные вопросы, которые ставит перед нами наша жизнь, дает возможность нашим будущим учителям проходить практику в наших же лицеях и в Центре подготовки учительских кадров. Последнее особенно важно, поскольку позволяет не только готовить и повышать квалификацию учителей, но и предоставляет нам «обратную связь»: в этом формате мы с практикующими учителями обсуждаем насущные вопросы, которые появляются в тех или иных регионах, тех или иных населенных пунктах. В этом центре обучаются и проходят переподготовку не только педагоги нашей республики, но и гости из других регионов. Мы очень ценим возможность такого диалога, ведь понимаем, что для ответа на вопрос «какие образовательные технологии использовать?», необходимо встречаться с практиками и обсуждать опыт друг друга», - заявил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Именно поэтому такую высокую оценку педагогического сообщества получают площадки для диалога, создаваемые Казанским университетом: об их востребованности говорит большая аудитория и сегодняшнего съезда, и других традиционных мероприятий педагогической направленности. Так, напомним, что параллельно в Елабужском институте КФУ проходит VIII Фестиваль школьных учителей, где педагоги из разных регионов России также обсуждают новейшие тенденции в собственной практике и разрабатывают пути решения актуальных проблем.
Эти схожие форматы объединяет стремление выработать наиболее жизнеспособную модель внедрения инноваций в школы. Например, в сегодняшней программе – обсуждение изменений критериев оценки ряда заданий Единого государственного экзамена, дискуссия о необходимости приведения к единому стандарту содержания школьного курса истории и обществознания и о месте региональной компоненты – изучения истории родного края – в этой унифицированной системе. Запланированы выступления и доклады как ведущих специалистов в области педагогики – например, от Института развития образования РТ – так и научных экспертов - директора Института российской истории РАН Юрия Александровича Петрова, директора ИМОИиВ КФУ Рамиля Равиловича Хайрутдинова и многих других. Напомним, что это уже второй день работы съезда. О том, какие темы поднимались татарстанскими историками накануне, читайте по ссылке.