Онлайн-курс для родителей «Мама знает!», создаваемый под научным руководством завкафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского университета А.Ахметзяновой, позволит распознавать особенности речевого развития ребенка от рождения до пяти лет.
Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети начинают говорить позже или плохо и мало разговаривают. А значит специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.
"В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю, логопеду - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка, а в дальнейшем и в школьном обучении", – пояснила кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Анна Ахметзянова.
К сожалению, многие родители недооценивают значение первых лет жизни ребенка для речевого развития и пускают этот процесс на самотек. Поэтому очень важно привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. С этой целью и был разработан проект «Мама знает!», в котором специалисты постарались донести до родителей необходимые научные знания в области речевого развития - простым языком, с помощью современных технологий.
Онлайн-курс «Мама знает!» представляет собой цикл видеолекций, состоящий из трех модулей, в которых доступными средствами излагается информация, направленная на популяризацию знаний о речевом развитии в норме, а также о возможных нарушениях в период от рождения до пяти лет, их профилактике и преодолении. Работа ведется в рамках президентского гранта, который ученые Института психологии и образования КФУ выиграли в 2020 году.
"На первом этапе специалистами разработаны сценарии 18 видеолекций по наиболее важным темам, которые позволят родителям понять этапы речевого развития, сформировать представление о нормальном речевом развитии и его значении для общего развития ребенка. Уже подготовлены тесты для родителей, чтобы они могли оценить уровень усвоения каждой темы", - делится наработками по проекту А.Ахметзянова.
Рассматриваются и некоторые специальные темы, которые могут быть так же интересны родителям: развитие речи у близнецов, детей-билингвов и другие.
"Несмотря на то, что лекции по объему небольшие, в них включен и теоретический материал, и рекомендации по развитию речи в каждый возрастной период", - отметила специалист.
Эксперты уверены, что проект поможет родителям освоить так называемую роль «эксперта психоречевого развития ребенка» и научит, как поддерживать рост и развитие ребенка в условиях осознанного семейного воспитания:
"Мы надеемся, что правильное понимание родителями задач воспитания и обучения ребенка в первые годы жизни малыша, знание приемов работы и учет рекомендаций специалистов поможет родителям организовать речевые занятия в условиях семьи".