Международный форум «Образование России» проводится всего во второй раз, но уже стал успешной и востребованной образовательной площадкой – мероприятие организовано с привлечением средств инвесторов, заинтересованных в результатах в отрасли.
В ходе форума обсуждались, прежде всего, современные вызовы, возникшие с изменениями в обществе и все возрастающим уровнем требований, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений. Речь шла обо всей системе в целом - потери на любом из этапов формирования компетенций дорого обходятся как самому человеку, так и всей экономике.
«Нужно очень серьезно все обсудить и дать концептуальный ответ, как лучше организовать систему образования: от дошкольного до корпоративного. Есть интерес к вопросу обновления Федеральных государственных образовательных стандартов, Единого государственного экзамена и системы подготовки учителей», - сказал Фарид Хайруллович Мухаметшин.
Вся пленарная часть форума была посвящена обсуждению вопросов повышения глобальной конкурентоспособности отечественного образования. Так, Юрий Петрович Зинченко, являясь президентом Российской академии образования, отметил в своем приветственном слове изменения, произошедшие в восприятии обществом сферы образования – и со стороны государственных служащих, и со стороны бизнеса.
«Неслучайно на всех крупных международных площадках - таких как форумы в Сочи или Давосе - две, три секции бывают полностью посвящены образованию. Это явный признак того, что пришло время искать внутренние резервы, благодаря которым можно проблемы решить. А образование как раз является таким ресурсом», - сказал Юрий Петрович Зинченко.
Во время форума были озвучены данные о потерях экономики России, связанные с некачественной подготовкой специалистов. Сегодня эта сумма достигает 10 миллиардов рублей в год - тот самый резерв, на который можно рассчитывать при принятии решения об инвестициях в образование. При правильном использовании это повлияет не только на тех, кто работает в системе образования, но и на регион, в котором расположен университет, образовательный центр. КФУ в данном случае может служить хорошим примером.
«Чтобы понять, какова роль университета в развитии региона, достаточно представить, что университета на этой территории нет. Все университеты разные, есть профильные, есть классические, и, исходя из этого, выполняют разные функции. КФУ, с моей точки зрения, должен, будучи классическим университетом, давать такой базовый уровень образования, который позволит выпускникам быстро ориентироваться и адаптироваться в быстроменяющемся рынке труда. Второй важный момент – это понимание нашей целевой аудитории: кого и для кого мы готовим. Сейчас, к сожалению, бывают ситуации, когда прекрасно подготовленные специалисты не находят работу, отвечающую их требованиям и способную реализовать их потенциал. Поэтому мы учим студентов создавать собственные рабочие места. И третье, университеты становятся холдингами, поскольку у нас появляются собственные опытные производства и площадки для апробации технологий», - отметил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Стратегия ректора КФУ и разработанная благодаря этому программа непрерывного предпринимательского образования уже стала темой для обсуждения в академической среде и основным аргументом «за» при избрании ректора КФУ в число академиков Российской академии образования. Так, в том числе в связи с этим в ходе форума Ильшат Рафкатович Гафуров был награжден почетной грамотой РАО за значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров и в связи с 75-летием Российской академии образования.
Далее, воспользовавшись возможностью форума, президенту РАО показали площадки трансфера технологий Татарстана в области образования.
Одним из наиболее успешных примеров является IT-лицей КФУ, вошедший в список 100 лучших школ страны. Сегодня лицей нацелен на максимально полное раскрытие потенциала учащихся и подготовку их не просто к учебе в вузе, а к жизни в быстроменяющемся, динамичном мире.
С особой гордостью Ильшат Рафкатович Гафуров рассказал Юрию Петровичу Зинченко о том, что программы, разработанные для лицея, предполагают работу не только с одаренными детьми - выстроенная система позволяет добиваться неизменно высоких баллов ЕГЭ всем школьникам. И статистика лицея это наглядно демонстрирует. Более того, те, кто выбирают Казанский университет, получают дополнительный стимул в виде возможности продолжить свое развитие по уже спланированной траектории.
Что именно представляет собой такая образовательно-карьерная траектория, рассказали уже в Институте психологии и образования КФУ. По словам представителей института, в последние годы наметилась тенденция увеличения интереса к педагогическому образованию – об этом говорит конкурсная статистика подразделения. Связано это и с тем, что оснащение центра педагогической магистратуры ИПО КФУ уже сегодня позволяет на равных конкурировать с лучшими вузами мира.