Группа студентов университетов Кельна и МПГУ посетила КФУ. Будущие педагоги имели возможность обменяться знаниями и познакомить своих коллег с системой образования своих стран.
Организатором этого семинара выступил профессор Кельнского университета Кюппер Тассило Георг Клеменс. Профессор ежегодно приезжает со своими студентами в Россию для участия в русско-немецком семинаре «Межпредметные связи в естественнонаучном и математическом образовании». По его словам, ему интересно изучить опыт российской системы образования.
— Система высшего образования Германии объединяет более 300 учебных заведений. Главным отличительным принципом высшего образования Германии является «академическая свобода» - система, позволяющая каждому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Университетская подготовка будущего учителя состоит из трех компонентов: изучение двух-трех учебных предметов, которые он будет преподавать в школе, изучение педагогических наук и школьная практика.
Программа обучения по специальности «Педагогика» во многом зависит и от того, в школе какой ступени собирается преподавать будущий учитель. Так, Университет Кельна готовит учителей, которые имеют право преподавать в гимназиях и профессиональных школах.
— В Германии, получив диплом магистра, еще нельзя сразу приступить к преподаванию в школе. Сдав государственные экзамены, будущий учитель проходит двухлетнюю педагогическую практику - референдариат. Она представляет собой профессиональную практическую подготовку в школе. Через два года сдается второй экзамен, который и знаменует окончание подготовки учителя. Так что выпускники университета приходят на работу в школу не раньше 27-30 лет.
Из-за острой нехватки педагогов в Германии сейчас началась реформа педагогической подготовки учителей.
— Сейчас мы пытаемся реорганизовать систему педагогического образования в Германии из-за влияния современных мировых трендов. И изучаем опыт наших зарубежных коллег, в том числе, и России. Ведь организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования – признанной в свое время одной из лучших в мире.
Старший преподаватель кафедры теории и методики обучения физике МПГУ Юлия Пушкарева пояснила, что многие представленные на семинаре проекты были реализованы в реальных условиях школы.
— Уже пятый год студенты нашего университета принимают участие в научных семинарах МПГУ и Кёльнского университета. Находясь в Германии, ребята совместно с немецкими студентами готовят научные проекты, участвуют в семинарах, посвященных STEM-технологиям в естественнонаучном и математическом образовании. Во время пребывания в Москве студенты из Кельна представляют свои научные проекты, рассказывают об особенностях системы образования Германии.
В этом году площадкой реализации проекта стал Институт психологии и образования КФУ – и выбор очевиден. Как рассказали гости вуза, ИПО известен в России и за ее пределами как ведущий современный образовательный центр.
— КФУ выбран не случайно: поиск новых методик, подходов и стратегий в системе подготовки педагогических кадров, который идет сегодня в КФУ, интересен не только нам, российским коллегам, но и иностранным партнерам. В свое время ученые физфака Казанского университета и наши с кафедры физики уже взаимодействовали: совместно они разработали учебник по физике. И мы надеемся, что сотрудничество будет продолжено.