В эпоху мессенджеров и мгновенных сообщений все больше молодых людей обращаются к старинному способу коммуникации – бумажным письмам. Заведующий кафедрой русской литературы и методики ее преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Антон Афанасьев и доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Анна Липатова проанализировали этот феномен и объяснили, почему аналоговый формат переписки вновь становится привлекательным для поколения Z и миллениалов.
Антон Афанасьев подчеркивает, что письмо – это не просто способ передачи информации, а особый вид речевой деятельности, требующий глубокого осмысления и развернутого изложения мыслей.
«В первую очередь нужно сказать про объем. Мы привыкли писать и читать короткие заметки, а письмо – это большое сообщение. Оно развивает критическое мышление», – рассказал филолог.
Эксперт проводит разграничение между современными цифровыми сообщениями и эпистолярным жанром.
«В сообщении мы передаем сиюминутные послания: "опоздал на поезд", "не забудь купить молоко", "сегодня совещание в кабинете декана". Они четкие и информативные. Письма предполагают другой нарратив, подробный рассказ о случившемся. Соответственно, синтаксис там абсолютно другой – полные, распространенные предложения, обороты, вводные и вставные конструкции. Влияет не столько сам физический акт, сколько авторская интенция на подробное изложение событий», – проинформировал заведующий кафедрой.
Анна Липатова рассмотрела возрождение бумажных писем как часть глобального тренда на ностальгию по прошлому. Это явление затрагивает многие сферы жизни – от трендов до способов коммуникации.
«Молодежь – люди, ностальгирующее по эпохе до появления "цифры" и массовых социальных сетей. Они испытывают так называемую анемою – чувство ностальгии по временам, в которых никогда не жили. Ушедшая эпоха представляется как более понятная, простая, беззаботная, безопасная, комфортная, наделенная истинным человеческим теплом», – объяснила доцент.
По мнению социолога, прошлое воспринимается как стабильная опора, а процесс написания письма становится своеобразной психотерапевтической практикой: «Вот бумага, вот ручка, я это осязаю и этим управляю». В условиях, когда ИИ все чаще выступает посредником в коммуникации, возникает ощущение одиночества «массового человека». Как отмечал испанский философ Хосе Ортега‑и‑Гассет, «массовый человек» чувствует себя «как все», но это не уменьшает его одиночества, напротив, радикальное одиночество усиливается.
А. Липатова обращает внимание на принципиальное отличие бумажной переписки от цифрового общения. В мессенджерах диалог часто сводится к нескольким репликам и завершается «выходом из чата». В случае с письмами процесс коммуникации кардинально меняется. Длительное ожидание ответа становится частью коммуникативного опыта. Процесс написания требует времени и вдумчивости, а материальность носителя создает особое ощущение присутствия собеседника.
«Здесь вступает в силу теория социального присутствия, разработанная в 1970‑х годах. Согласно этой концепции, глубина восприятия собеседника зависит от количества и разнообразия сигналов в коммуникации. Цифровая среда имеет существенные ограничения. В виртуальной переписке Caps Lock может стать сигналом эмоциональной возбужденности собеседника, но по большому счету цифровые символы, шрифты и знаки унифицированы и не дают возможности истинного «соприкосновения». Через шероховатую поверхность бумаги мы будто тактильно соприкасаемся и более глубоко ощущаем социальное присутствие нашего визави», – подчеркнула специалист.
Несмотря на то, что отправка бумажных писем пока не стала массовым социальным ритуалом, доцент отмечает ее особую значимость.
«Бумажные письма требуют усилий, проще погрустить о прошлом под сериал о 90‑х. Но в этом и заключается уникальность и значимость почтового письма – отправитель потратил день, два, а то и больше на создание и отправку», – рассказала Анна Липатова.
Необходимо отметить, что письма воспринимаются не как функциональный инструмент, а как символические артефакты, несущие в себе социокультурные коды эпохи, фиксацию значимых событий, развитие философской мысли. Кроме того, эпистолярный жанр удовлетворяет современную потребность в искренности.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
31