В Казанском федеральном университете собрались ученые, преподаватели и эксперты из ведущих вузов России и мира, чтобы обсудить современные подходы и инновации в обучении иностранных студентов.
Сегодня стартовала III Международная научно-практическая конференция «Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы». КФУ стал площадкой для научного и профессионального диалога специалистов в области преподавания русского языка как иностранного, адаптации студентов, а также внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Торжественное открытие состоялось в Императорском зале КФУ. Участников приветствовал проректор по внешним связям Тимирхан Алишев.
«Приятно отметить, что конференция проводится уже в третий раз, и я надеюсь, что эта традиция будет продолжаться в дальнейшем. Сегодня в КФУ обучаются более 13 тысяч иностранных студентов из десятков стран мира. Выпускники наших подготовительных курсов успешно поступают в ведущие вузы России. Перед нами стоит важная задача, поставленная руководством страны: увеличение количества иностранных студентов в России. Это требует не только привлечения желающих учиться, но и обеспечения их должной подготовкой и мотивацией для успешного освоения образовательных программ и построения дальнейшей профессиональной карьеры», – обратился к участникам мероприятия Т. Алишев.
Работа конференции началась с пленарного заседания. В своих докладах ведущие ученые обозначили ключевые проблемы и современные тенденции довузовской подготовки.
Декан подготовительного факультета для иностранных учащихся КФУ Айрат Мухаметов и заместитель декана по образовательной деятельности подготовительного факультета Рауф Сабиров подготовили доклад на тему «Устойчивое развитие подготовительного факультета: формирование положительной репутации».
«На 2025 год число людей, говорящих на русском языке, составляет свыше 253 миллиона человек. Однако несмотря на кажущийся успех наблюдается негативная тенденция. Количество людей, владеющих языком, сокращается, особенно это заметно в сравнении с общим ростом мирового населения. Ситуация, на первый взгляд, может показаться некритичной, однако анализ существующих тенденций указывает на серьезные риски. Изменение подходов к продвижению, реализации и управлению программами обучения русскому языку может привести к существенной потере доли рынка», – рассказал Р. Сабиров.
Особый интерес вызвало выступление и. о. директора Института русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова Дарьи Пичугиной. Она представила доклад на тему «Кадры решают все: формирование идеального образа преподавателя подготовительного этапа обучения иностранных студентов».
«Я хотела бы обсудить вопрос формирования педагогического коллектива, обладающего необходимыми компетенциями, и, что особенно важно, стабильным психологическим состоянием. Это является одним из ключевых условий успешного обучения иностранных студентов. Традиционно основное внимание уделяется успеваемости обучающихся, однако не менее важно заботиться о благополучии преподавателей. Начало работы с иностранцами может быть непростым, но важно сохранять оптимизм. Существуют различия в методах обучения, к которым они привыкли на родине, и формах обучения в российских университетах, включая преподавание на русском языке», – отметила Д. Пичугина.
После пленарного заседания началась работа секций, охвативших вопросы актуальных аспектов методики преподавания русского языка как иностранного. Участники обсудили проблемы межкультурной коммуникации, роль научного стиля речи в подготовке студентов, а также современные стратегии обучения. В докладах поднимались такие темы, как использование караоке для преодоления языкового барьера, интеграция фольклора и поэтических текстов в процесс обучения, применение анимационных фильмов для развития речевых навыков.
Вторая секция сосредоточилась на особенностях преподавания общеобразовательных дисциплин иностранным слушателям. Здесь были представлены разработки учебных пособий, методические принципы преподавания физики, химии и математики, а также опыт внедрения геймификации и цифровых ресурсов в обучение.
Третья секция осветила современные технологии и инновации в довузовской подготовке. Среди обсуждаемых направлений – возможности искусственного интеллекта, гибридные формы обучения, использование платформы Moodle, образовательные квесты и видеоигры как способ закрепления языкового материала.
Четвертая секция объединит доклады о социокультурной адаптации иностранных студентов. Участники рассмотрят ключевые барьеры (языковые, временные и культурные), а также поделятся опытом проведения экскурсий, творческих практик и спортивных мероприятий как инструментов интеграции студентов в новую образовательную среду.
Второй день конференции продолжится работой секций, а также круглым столом и мастер-классами, где участники обменяются практическим опытом. Итоги форума также будут подведены 26 сентября.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.