В Казанском федеральном университете состоялся фестиваль науки «Территория знаний». В мероприятии, прошедшем в КСК КФУ «УНИКС», приняли участие более тысячи студентов и школьников.
Программа праздника включала: торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню российской науки, интерактивы социогуманитарного, естественнонаучного и инженерно-технического профиля, а также образовательно-просветительские лекции, одну из которых прочитала заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан Софья Мустафина.
«Сегодня мы празднуем День науки. Вместе с тем можно сказать, что в университете каждый день в году мы празднуем День науки. Здесь работают замечательные ученые, но самое главное, что в научную деятельность вовлекаются молодые ребята, ведь наука, как и образование, – это социальный институт, – сказал в интервью журналисту Центра медиакоммуникаций КФУ проректор по образовательной деятельности вуза Тимирхан Алишев. – Вхождение в этот институт должны обеспечить молодые ученые, которые показывают, рассказывают, объясняют, увлекают, мотивируют ребят заниматься исследовательской деятельностью. Я с большим воодушевлением посетил интерактивные площадки, пообщался с ребятами. Это здорово, что растет такая смена, появляются люди, которым наука действительно интересна».
Интерактивные мероприятия проходили на пяти этажах «УНИКС» в формате научных боев, игр-тренингов, квизов, практических мастерских, лабораторий, практикумов
На пятом этаже, например, разместился практикум «Химическая карусель». Здесь можно было из «химического лего» создать молекулу, узнать, чем занимаются в кружке хемоинформатики, увидеть, как тестируют соки на соответствие составу, указанному на упаковке. Кроме того, всем желающим показывали химические опыты: «полимерные червячки», «коллоидный сад», «египетская ночь», «загадка шпиона».
По соседству с химиками работали две лаборатории Института фундаментальной медицины и биологии: «Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья» и «Технология изготовления эктемпоральных лекарственных форм (порошки)». Будущие фармацевты демонстрировали посетителям, как выглядит лист шалфея лекарственного под микроскопом, и рассказывали, как делаются лекарственные препараты.
На первом этаже расположилась психолого-педагогическая мастерская.
«Наша задача – используя научные основы, выявить, как ребята, будущие преподаватели, представляют школу будущего. Для этого мы даем им своего рода конструктор "Школа 2030". Каждый из них подготовит и представит остальным свой проект. Также у нас есть тренинговая площадка "Психолог в деле". Она направлена на формирование коммуникативных навыков. Еще на одной площадке ребята проходят диагностику эмоционального состояния с помощью пластилина и арт-терапевтических методик», – рассказала заместитель директора по социальной и воспитательной работе Института психологии и образования Ляйсан Рыбакова.
Серию игр под названием «Филология нужна, филология важна» провели представители Института филологии и межкультурной коммуникации.
«Мы предлагаем студентам выполнить задания на филологическую тематику. У нас есть интерактивы на знание английского и русского языков, дебаты на тему русской филологии и литературы», – сообщила студентка ИФМК Дарья Голова.
Во всех этих интерактивах поучаствовала первокурсница ВШЖиМК Диана Карпова со своими подругами.
«Я впервые на таком мероприятии. Мне было очень интересно. Я вспомнила грамматику. К тому же играть в филологические игры полезно, ведь я будущий журналист и должна хорошо знать русский язык», – поделилась впечатлениями Диана.
Над посетителями фестиваля то и дело взмывал в воздух квадрокоптер, сделанный студентом Института физики Беркантом Назаровым, который с воодушевлением рассказывал во время практикума «Мультикоптеры: от расчетов к полетам» о своем хобби. Он собрал уже большое количество квадрокоптеров и готов был поделиться собственным опытом со всеми, кому это было интересно.
«Здесь очень весело и интересно. Хотелось бы поучаствовать во всех мероприятиях и послушать все лекции, но это физически невозможно. Мероприятия проходят одновременно на нескольких площадках. Для себя я выбрал мастер-класс "Олимпиадное программирование", игру-тренинг "Проектирование пространства", посмотрел опыты по механике. Кроме того, собираюсь посетить лекцию, посвященную нанотехнологиям, так как очень интересно узнать о разработках КФУ в этой сфере», – рассказал студент ИТИС Валентин Грачев.
В то время как в коридорах проходили интерактивы, на площадках студенческих научных кружков ученые КФУ читали лекции: «"Зеленая химия" в косметике и косметологии», «Депрессия – "черная гостья"», «История от алмаза до бриллианта», «Для чего человеку психолог?», «Современные и будущие изменения климата Земли и их социально-экономические последствия», «Комиксы в XX веке и сегодня», «Тренды развития современных медиа», «Нанотехнологии в современной жизни». Кроме того, две лекции были прочитаны учащимся Лицея им. Н.И.Лобачевского: «Что естественного в искусственном интеллекте», «Краткий очерк развития медицины. Из глубин веков до наших дней».
В коворкинге прошли «Научные бои». Докладчики за 10 минут должны были доступно и интересно рассказать о своих научных исследованиях. Всего было шесть участников: старший преподаватель Института дизайна и пространственных искусств Айдар Нуруллин («PROжарка графических компьютерных программ»), доцент Института физики Петр Кокунин («Роевая система беспилотных летательных аппаратов для дистанционного зондирования земли»), доцент ИСФНиМК Самсон Либерман («Да кто такой этот ваш капитализм?»), старший научный сотрудник НИЛ Внутрипластовое горение Института геологии и нефтегазовых технологий Ирек Мухаматдинов («Нефтеперерабатывающий завод начинается под землей»), ассистент кафедры общей физики Института физики Антон Харитонов («Метаматериалы: как обмануть законы физики»), старший преподаватель Юридического факультета Эдуард Краснов («Правовое государство – миф или реальность»).
В рамках фестиваля состоялся показ документального фильма «Технологии счастья».