10 июля завершилось обучение слушателей программы профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Вокальное искусство».
Разработка и реализация данной программы дополнительного образования была осуществлена на базе кафедры татаристики и культуроведения Высшей школы татаристики и тюркологии им.Г.Тукая Казанского федерального университета профессорами З.Явгильдиной, Л.Ахметовой и доцентами Н.Нургаяновой, С.Каркиной.
Занятия проходили в период с октября 2017 по июль 2018 гг. в форме трех зачетно-экзаменационных сессий, включая итоговую государственную аттестацию.
Слушателями программы стали выпускники кафедры татаристики и культуроведения КФУ, факультета музыкального искусства Казанского государственного института культуры и других вузов, владеющие навыками сольного и ансамблевого пения и желающие вести преподавательскую деятельность в области вокального искусства в детских музыкальных школах и школах искусств, вокальных студиях и кружках, а также в вузах г.Казани.
Учитывая профессиональную направленность данной программы переподготовки, в ее содержание были включены модули, предусматривающие совершенствование общей и специальной психолого-педагогической подготовки, методики вокального исполнительства. Предметная подготовка включала курсы по истории и теории вокального искусства, а также ряд дисциплин интегративного характера, рассматривающих межпредметные связи музыки и смежных видов искусств.
Разработанная программа была ориентирована на переподготовку обучающихся в области педагогики вокального искусства, предполагала совершенствование профессиональных навыков и знаний по методике преподавания широкого круга вокальных стилей и жанров, включая классический, народный, эстрадный и ансамблевый репертуар.
Полученные в процессе занятий навыки вокального исполнительства обучающиеся продемонстрировали на итоговом экзамене. Высокий уровень владения классической вокальной техникой продемонстрировала Шириева Надежда, исполнившая арию из оперы Г.Перселла «Королева фей». Одно из наиболее сложных произведений академического репертуара, ария Лауретты из оперы Дж.Пуччини «Джанни Скикки», прозвучало в исполнении Салиховой Гаделии. В создании ярких и запоминающихся художественных образов известных оперных партий принимали участие концертмейстеры кафедры – лауреаты международных и всероссийских конкурсов доцент Е.Коврикова и З.Ибрагимова.
На экзамене был широко представлен татарский национальный репертуар. Романсы Р.Яхина прозвучали в исполнении Таишевой Риммы («Оныта алмыйм») и Габдуллиной Алсу («Бодрэ таллар»). Татарские народные песни были исполнены Зайнутдиновой Зилей («Озату») и Исрафиловой Рушанией («Жыйдым жилек»). Украшением творческого экзамена стало выступление народной артистки РТ Фархетдиновой Зайнап, исполнившей татарскую народную песню «Ык буйлары».
Выпускники продемонстрировали свое мастерство в области советской и эстрадной музыки. Эмоциональная экспрессия содержания романса А.Бабаджаняна «Верни мне музыку» была проникновенно передана Хабибуллиным Ринатом. Эстрадное направление было представлено знаменитыми зарубежными синглами из репертуара Тины Тернер «The Best», который спела Шахмаметова Джамиля, и «Halo» из репертуара Бейонсе, талантливо исполненным Усмановой Мариной, поразившей комиссию силой и пластичностью голоса в характерной для афро-американского темперамента манере, которую ей удалось воспроизвести необыкновенно близко к оригиналу.
Государственная экзаменационная комиссия, председателем которой был доктор педагогических наук, профессор Казанского государственного института культуры П.Терехов, горячо поблагодарила всех участников за вдохновенное исполнение, дала высокую оценку уровню вокальной подготовки будущих преподавателей и пожелала им дальнейших творческих успехов в профессиональной деятельности. Комиссией также была отмечена значимость внедрения подобных программ профессиональной переподготовки, позволяющих в процессе рефлексии исполнителями собственного творческого опыта на основе методической поддержки ведущих педагогов-вокалистов открыть в себе новые грани природного дарования, для того чтобы в дальнейшем успешно реализовать их в преподавательской деятельности.