С 6 апреля в Казанском федеральном университете, согласно приказу Министерства науки и высшего образования, КФУ будет обеспечен непрерывный образовательный процесс в дистанционном формате. Для этого в КФУ используется ряд программных решений и онлайн-платформ.
В КФУ, как и во многих других вузах Казани и Татарстана, переход к реализации образовательного процесса исключительно в электронно-информационной среде начался 19 марта 2020 года. И практически за неделю – до объявления в РФ каникул для студентов с 28 марта по 5 апреля – была отработана система организации обучения в новом формате.
«С 6 апреля в КФУ, согласно приказу Минобрнауки, будет обеспечен непрерывный образовательный процесс в дистанционном формате. Для этого в Казанском университете используется ряд программных решений и онлайн-платформ. Это и собственная платформа дистанционного обучения – у каждого преподавателя и студента КФУ есть личный кабинет на сайте университета, есть доступ к виртуальной аудитории и собственным онлайн-курсам. Широко используются системы видеоконференций Microsoft Teams, Zoom, Skype, чаты в социальных сетях, онлайн-курсы на российской платформе «Открытое образование» (в настоящий момент там размещены 544 курса), онлайн-курсы на международных платформах, таких как Coursera, онлайн-курсы наших партнерских университетов в России и за рубежом, видеолекции на сайтах типа YouTube и др», - пояснил проректор по образовательной деятельности Казанского федерального университета Дмитрий Таюрский.
Отметим, что преподавателей не ограничивают в выборе инструментов для проведения занятий, но в то же время в каждом институте КФУ определено небольшое количество основных платформ и инструментов, чтобы студентам не приходилось в течение учебного дня переключаться с одного программного решения на другое.
«За результат освоения студентами любой дисциплины отвечает преподаватель. Формы организации самого учебного процесса могут быть различными. Например, уже давно во всем мире успешно используется методика «флип-обучения», или «перевернутого обучения», когда студентам сначала предлагается самостоятельно изучить материл по новой теме, а на лекционных или семинарских занятиях происходят разъяснение и обсуждение непонятных вопросов, резюмируются основные выводы и положения и т.д. Преподаватели КФУ могут использовать в организации учебного процесса традиционную методику, методику "перевернутого обучения" и многие другие. Для этого, кстати, все преподаватели КФУ регулярно проходят повышение квалификации, обучение в Корпоративном центре компетенций КФУ», - добавил проректор.
В 2018 году в университете создан Ситуационный аналитический центр КФУ в целях мониторинга и имплементации эффективных и инновационных практик преподавания и организации учебного процесса в Казанском университете. Центр осуществляет анализ мирового и российского опыта и реализацию в КФУ проектов, направленных на развитие цифровой образовательной среды; внедрение методов учебной аналитики и управления на основе данных; имплементацию новых методов оценивания; развитие новых практик профессионального развития педагогических кадров; трансформацию организации учебного процесса, в том числе повышение его гибкости.
«Все способы контроля за усвоением студентами материала дисциплины описаны в Рабочей программе дисциплины, которая разрабатывается преподавателем еще до начала учебного года и актуализируется каждый год. В этой же программе определено число опросов, число контрольных работ, других форм контроля, а также охватываемые темы и примерные вопросы и задания. Рабочая программа дисциплины доступна каждому студенту из его личного кабинета. При переходе исключительно в дистанционный формат, конечно, возможна некоторая корректировка в сроках проведения всех форм контроля. Необходимо напомнить, что даже в обычном образовательном процессе студент имеет право выполнить все необходимые контрольные работы и другие в течение или конце семестра, если по каким-то причинам не смог их выполнить вовремя», - уточнил Дмитрий Таюрский.
В образовательных программах, прежде всего программах естественно-научного цикла, есть доля дисциплин, организация обучения по которым в дистанционном формате не представляется возможным: практикумы, лабораторные занятия.
«Для небольшого числа из таких дисциплин есть виртуальные решения, цифровые тренажеры (кстати, в КФУ на протяжении нескольких последних лет используется ряд таких решений для подготовки студентов к лабораторным занятиям, например мультимедийный образовательный ресурс «Учебная среда XXI+» и телеметрический практикум по физике, виртуальная биотехнологическая лаборатория, лаборатории «Виртуальное производство», «Виртуальный автомобиль» и др.), но они не могут полноценно заменить реальную практическую работу в лабораториях. Поэтому такие занятия будут проведены позже в полном объеме, после снятия профилактических мер, а если это невозможно в силу большого количества занятий – перенесены на следующий семестр», - подчеркнул он.
Говоря об экзаменах, проректор Д.Таюрский отметил, что никаких смещений сроков экзаменов пока не предусматривается:
«Если какие-то дисциплины в силу их специфики не будут реализованы в полном объеме в текущем семестре, то и аттестация по ним будет перенесена на следующий семестр. Работа в дистанционном формате предусмотрена до 30 апреля, большинство зачетов и экзаменов по расписанию – в мае-июне. Если режим работы в дистанционном формате будет продлен, то в КФУ имеются и соответствующая нормативная база, опыт в проведении различных форм аттестации (экзамен, защита выпускной квалификационной работы и др.) в режиме удаленного доступа. На протяжении более 10 лет в университете реализуются программы двойных дипломов, совместные образовательные программы с зарубежными партнерами, в рамках которых чаще всего приходится использовать именно дистанционный формат».
Что касается сроков подачи документов для поступления в вуз, то они устанавливаются Министерством науки и высшего образования РФ. Как ранее отметил министр Валерий Фальков, в связи с переносом сроков ЕГЭ в РФ сроки подачи документов в российские вузы также будут перенесены.