Официальное открытие, точнее пленарное заседание саммита ТНЕ, с участием ректора КФУ Ильшата Гафурова, премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и шеф-редактора рейтинга лучших вузов мира по версии ТНЕ Фила Бэйти, запланировано на утро 30 августа. Впрочем, все эксперты, заявленные для участия в программе саммита, уже прибыли в Казань и сегодня приняли участие в заседаниях профильных секций: «Национальные инициативы академического превосходства – ключевые факторы успеха?» и «Будущее медицинского образования».
Вводная, по сути установочная беседа, прошедшая в бальном зале ИФМиБ КФУ, ставила своей целью ознакомить участников саммита с лучшими практиками университетов мира. Открыл встречу Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления «Сколково». Находясь у истоков проекта повышения глобальной конкурентоспособности «5-100», он рассказал, какой смысл вкладывался в проект и к какому результату удалось прийти.
«Цель нашей работы - в оказании влияния на экономическое развитие. В этом цель проекта. В приказе президента была озвучена задача – вхождение не менее пяти университетов в сотню лучших вузов мира. Для консультативной поддержки проекта мы пригласили 12 человек, шесть российских участников и шесть - международных экспертов. Мы решили поделить все университеты на три группы: первая получала 70% финансирования. Это было сделано с целью стимулирования других участников проекта», - заявил в своем выступлении эксперт Московской школы управления «Сколково».
Так, за пять лет работы проекта университеты-участники продемонстрировали высокую скорость развития. Рост в различных предметных рейтингах достигает 50%. Такое движение дает хороший пример и модель продвижения, которая является актуальной не только для университетов–участников проекта, но и для других вузов России.
Так или иначе, известно, что в каждой стране существует своя аналогичная программа продвижения. В ходе мероприятия опытом работы в этом направлении поделилась госпожа Цзян Хун, президент университета Шаньтоу (КНР). Напомним, Китай стал первой страной, разработавшей собственную рейтинговую систему (ARWU). Она получила название Шанхайский рейтинг. Все планы и стратегии, по словам эксперта, находятся в руках правительства страны, также как и распределение бюджетов. При всех своих достоинствах и недостатках, такой подход становится все более популярным среди представителей многих государств.
Так, например, международный эксперт, директор центра институциональных исследований Университета Тохоку (Япония) Айрийоши Йонедзава отметил правильность стратегии централизации в этом направлении.
«Система должна рассматриваться не на уровне отдельного университета, а на уровне правительства страны. Внося свой вклад, каждый из игроков меняет себя и весь рынок. Кроме того, особо остро стоит вопрос международной интеграции. На сегодняшний день правительство Японии требует, чтобы на руководящие должности в университетах назначались международные эксперты. При этом от правительства поступает требование коммерциализации проектов с целью финансирования дополнительной автономности вуза», - отметил Айрийоши Йонедзава.
Таким образом, выбранная в России стратегия на объединение усилий вполне отвечает современным тенденциям, а результаты демонстрируют правильность выбранного пути. Планируется, что 31 августа ТНЕ опубликует обновленный региональный рейтинг. Можно будет наглядно увидеть и обсудить результаты, ответить на вопрос: какие российские университеты и за счет каких достижений продвинулись ближе к сотне лучших.
Не менее интересным получился разговор на одной из предметных секций, посвященных будущему медицинского образования.
В актовом зале лучшего в регионе научно-образовательного медицинского кампуса ИФМиБ (ранее – комплекс зданий военного госпиталя) собрались представители 20 стран участников саммита.
Модератором секции выступил проректор по биомедицинскому направлению, директор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Андрей Киясов.
В ходе секции перед аудиторией выступили профессор фармакологии и токсикологии, Школы фармации и токсикологии Эрнеста Марио Университет Рутгерса Эндрю Гоу, имеющий более чем 30-летний опыт биомедицинских исследований и обучения. Работая в Пенсильванском университете в 2002 году, он был директором исследовательского образования по программе стипендий для неонатологов.
Еще один спикер – Малькольм Грант, председатель, NHS Англии, канцлер, профессор и проректор Йоркского университета – являлся президентом и проректором Лондонского колледжа до 2013 года. Профессор Грант возглавлял Комиссию по местному самоуправлению Англии, Комиссию по биотехнологии сельского хозяйства и окружающей среды и Группу Рассела, в настоящее время является директором Genomics England Ltd и британским деловым послом.
Важно заметить, что все спикеры секции рассказывали об опыте развития медицинского образования в своих университетах. К примеру, доцент, заведующий первой медицинской учебной программой MBChB Лестерской медицинской школы Лаура Монган рассказала о своем проекте по перепроектированию учебного плана ЛК «Лестер MBChB». Кроме того, Лаура Монган имеет отношение к образовательному процессу в Королевском колледже акушеров и гинекологов в Лондоне, а также принимает участие в проекте реформы образовательной программы с участием наставничества сотрудников Медицинского колледжа Куфа в Ираке.
Еще одним спикером мероприятия стал Андрей Свистунов – первый проректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова.
Без сомнения, основной темой секции стали новые вызовы медицинского образования, с которыми сталкиваются университеты по всему миру, вопросы необходимости создания новых медицинских специальностей, так называемых профессий будущего, которые возникают как реакция на явления, связанные с технологическим прогрессом.
После дискуссии, развернувшейся в ходе секции, у гостей была возможность ознакомиться с возможностями биомедицинского кластера КФУ – посетить уникальный в России симуляционный центр ИФМиБ. Он воплощает в себе идею инновационного медицинского образования, где студенты проходят предподготовку на симуляционного оборудовании, начиная с первого курса, прежде чем они будут допущены до работы с пациентами в университетской клинике.
На площадях симуляционного центра – 400 квадратных метров – создана виртуальная больница, структурированная палатами разной направленности – приемный покой, кабинет эндоскопии, виртуальная операционная, виртуальная интенсивная терапия, родильное отделение, отделение педиатрии, детская реанимационная и пр. В центре имеются десятки компьютеризированных роботов-манекенов, имитирующих состояния пациентов взрослого человека, роженицы с новорожденным, младенцев, а также обучающие фантомы для отработки конкретных врачебных манипуляций (имитатор родов, обследования матки и другие). Симуляторы предназначены для отработки действий полной бригады врачей: анестезиолога, оперирующего и ассистирующего хирургов, реаниматолога и медсестры. На них можно отрабатывать ход операции как всей бригадой, так и отдельно каждому ее члену. Только после этого, уже обладая определённым опытом, студенты допускаются к реальному больному (клиническую практику студенты-медики проходят в собственной университетской клинике, а также в ряде других медицинских учреждений Республики Татарстан).
Также в симуляционном центре установлено 14 видеокамер. Это дает возможность проведения “операций” в режиме реального времени – процесс обучения записывается на видеокамеры и позже транслируется в кабинет преподавателя для детального разбора и анализа ошибок.
Производство симуляционного оборудования располагается здесь же, на территории ИФМиБ КФУ – региональный инжиниринговый центр медицинской науки уже сейчас производит и поставляет международному рынку целый ряд тренажеров и симуляторов, предназначенных для подготовки врачей. Важно отметить, что для разработки медицинских симуляторов используется междисциплинарный подход, задействованы комплексные усилия физиков, инженеров, медиков, IT-специалистов.
Важно заметить, что главной задачей саммита является объединение руководителей учреждений высшего образования и науки, представителей государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества с целью обсуждения проблем высшего образования и путей их преодоления, а также определения вектора и механизмов устойчивого развития университетов мирового уровня с целью ускорения темпов экономического роста.
Проведение саммита в Казани призвано стимулировать развитие международного сотрудничества в области высшего образования и научных исследований и привлечь значительное внимание к возможностям сотрудничества с ведущими университетами и академическими учреждениями республики.
В течение еще двух дней участников саммита ждут панельные дискуссии и ключевые доклады в следующих тематических блоках: «Высшее образование как локомотив регионального развития, «Глобальное влияние научных исследований мирового уровня», «Исследования в регионе Шелкового пути: новые уникальные перспективы», «Университеты в условиях четвертой промышленной революции: проблемы и перспективы».