Сегодня в прямом эфире телеканала UNIVER TV Казанского федерального университета состоялось заседание дискуссионного телевизионного клуба на тему «Учитель, воспитай… Кого?». Оно было посвящено вопросам воспитания школьников.
Ведущим прямого эфира выступил шеф-редактор авторских телепрограмм Медиа-центра КФУ Юрий Алаев. В качестве экспертов были приглашены президент Российского общества Януша Корчака, доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования КФУ Роза Валеева, уполномоченный по правам ребенка в РТ, руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» Ирина Волынец. Также от Казанского университета участие в мероприятии принял студент 2 курса Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Илья Андреев.
Представители СМИ могли участвовать в дискуссии, отправлять свои вопросы в чат онлайн-трансляции.
Январские несанкционированные митинги в России с участием подростков снова актуализировали вопросы воспитания подрастающего поколения. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в текущем году в 10 «пилотных» регионах России пройдут конкурсы на должности советников директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями, а в 2022 году – уже во всех регионах. Исполнительный директор Российского движения школьников (РДШ) Ирина Плещева уточнила, что «будущие воспитатели должны будут говорить с детьми на их языке, в том числе о политике и митингах».
Возможно ли наладить системную работу по воспитанию поколения Z или всё опять ограничится отчетами о «проделанной работе»? Кого должен воспитать учитель: в первую очередь патриота, человека, правильно ходящего строем, или свободно мыслящего гражданина, патриотизм которого будет проистекать из осознанного взгляда на происходящее? Эти и другие вопросы обсудили эксперты во время прямого эфира.
Участники дискуссии начали разговор с деятельности РДШ. Отметим, это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.
«По Конституции РФ, у нас нет идеологии. Если основой деятельности пионеров была политическая составляющая, то сегодня мы не имеем права устанавливать политические субстанции. РДШ – целенаправленное формирование некой повестки, включаясь в которую, ребенок чувствует свою нужность. Но мы чаще слышим это из официальных источников. Но в социальных сетях от детей упоминания об этом практически нет», – отметила И.Волынец.
Ю.Алаев подчеркнул, что эту деятельность курирует Администрация Президента РФ. Вспоминая пионерское движение, ведущий отметил, что оно было мощнейшим комплексом воспитания.
«Я считаю, курирование этого движения государством – это нормально. Хочешь завоевать народ – воспитай его детей. Нормальное образование невозможно без воспитания. Когда государство не вкладывает ресурсы в воспитание детей, этим занимаются геополитические партнеры, интересы которых отличаются от наших», – подчеркнула уполномоченный по правам ребенка в РТ.
Позже эксперты обсудили существование различных молодежных организаций, многие из которых преобразовывались в другие, меняли свои названия. Р.Валеева объяснила причину этого:
«Это происходило потому, что после развала СССР, уничтожения пионерской организации были потеряны кадры, осуществляющие эту работу. Очень часто создание таких организаций поручали людям, не умеющим это делать. Конечно, воспитанием молодежи нужно заниматься, для этой работы нужно готовить людей специально. Но у нас этот аспект выпал».
И.Волынец отметила отсутствие единой системы в этой деятельности.
«Если даже мы имели кадры, у нас нет системы. Потому что старой системой воспользоваться невозможно, а новая еще не создана. Более того, непонятно, на чем можно ее строить. Это ключевой вопрос смыслов, который мы должны решить в ближайшем будущем. Он должен быть решен вчера. Все остальное – это борьба со следствием, которое неизбежно, потому, что нет основы. Невозможно построить дом на зыбучем песке», – утверждает она.
Студент И.Андреев высказал свое мнение о нынешней молодежи. Он относит себя к поколению Z.
«Мы более ответственно относимся к экологии, мы терпимее. Эйджизм, бодишейминг, расизм, ЛГБТ – все эти темы мы обсуждаем. Мы другое поколение. Это не значит, что это плохо, что с нами меньше работали. Нет, нам нужен диалог. У нас масса возможностей. У меня мнение такое: критикуя – предлагай. Меня спрашивали: пойду ли я на митинг? Я не пошел, потому что мне нужна четкая программа действий», – рассказал Илья.
Студент затронул и проблемы воспитания, отцов и детей. Он заметил, что сегодня родители перестали общаться с детьми, их не интересуют увлечения, мысли детей.
«Сегодняшняя молодежь боготворит TikTok, Instagram. Насколько часто сами родители перестают сидеть в гаджетах? Ведь дети – морально-нравственное отражение родителей. У нас будет абсолютный диссонанс, если нам родители будут говорить: "Не кури!", а сами будут это делать», – говорит И.Андреев.
Р.Валеева работает с молодежью с 1976 года и оптимистично настроена в вопросе сотрудничества с ней.
«Молодежь меняется, но она всегда классная, с ней интересно работать. Нужно уметь жить ее интересами, отвечать на ее вопросы, учиться у нее. Воспитание важно для каждого поколения. Я задумывалась, почему ребята пошли на эти митинги. Думаю, это определенные протесты, неприятие взрослых, некоторое сопротивление воздействию взрослых, позиция соучастия в этом событии. Оно всегда присутствует в подростковом возрасте», – отметила она.
По мнению профессора КФУ, патриотическое воспитание не должно быть однобоким. Нельзя какую-то одну идею делать центральной, необходимо говорить о нравственном воспитании, ценностях, свободе. Нужно также помнить о трех «китах» воспитания: голова («я знаю, что такое хорошо, что такое плохо» – определенные нормы для жизни), сердце («я принимаю» – это мои ценности), руки («я так поступаю, так, как знаю и как принимаю»). Формирование сознания, нравственных чувств, включение в активную, социально-позитивную деятельность являются азами воспитания, утверждает она.
По мнению Ильи, сегодня главными ценностями в жизни должны быть духовность, здоровье и творчество.
«Мне очень приятно, когда бабушка интересуется мной, часами с ней общаемся. Будьте примером для своих детей, тогда все будет замечательно», – посоветовал студент родителям.
Прямой эфир завершила своим выступлением И.Волынец:
«Если каждый человек будет занят любимым делом, то он никогда не будет заниматься деструктивной деятельностью. Поэтому с нашими детьми нужно заниматься. В первую очередь это интерес семьи, потом свое плечо должно подставить государство. Без серьезных ресурсов результатов достичь невозможно. Нужно вкладывать деньги в лагеря, кружки, массовый спорт. Методичная системная работа, вовлеченность ребенка в общественную деятельность – это прямая задача и обязанность государства. Если мы сами не занимаемся своими детьми, то ими займутся другие. Это будет уже совсем иной результат, не тот, который мы хотели бы видеть».