В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета прошло очередное заседание телевизионного дискуссионного клуба КФУ на тему «Теневые стороны цифровизации всего и вся».
Ведущим выступил шеф-редактор авторских телепрограмм Медиацентра КФУ Юрий Алаев.
В качестве экспертов были приглашены директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Леонид Толчинский, заведующая кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Елена Горобец и директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский.
Разговор начался с обсуждения того, что сегодня представляет собой искусственный интеллект и почему «битвы» идут за базы данных.
«Базы данных - это главный капитал. Они позволяют формировать у любого направления любой сложности технические задания, выстраивать соответствующие алгоритмы и воздействовать на большие массы людей», - сказал Л.Толчинский.
Он также сообщил, что благодаря новым технологиям, большому количеству независимых интернет-площадок с огромной скоростью, минуя языковые преграды, стали распространяется не только новости, но и фейки.
Участники дискуссии отметили тренд: информационный поток увеличивается, а качество информации падает. Причем восприятие ее человеком постоянно ухудшается.
«Качество восприятия текста ухудшается. Если 10 лет назад среднестатистическому человеку доставало концентрации внимания, чтобы прочитать 2,5 страницы, сейчас объем одномоментно усваиваемой информации снизился до одной страницы и менее», - заметил Юрий Алаев.
Один из путей решения проблемы директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций видит в переключении внимания читающего с помощью «фишек».
«Наиболее значимую составляющую информации необходимо давать в начале либо придумывать "фишки": делать видеовставки, работать с инфографикой, менять подход к тому, как формировать контент, - в 30 секунд уложить то, что ты раньше показывал в трехминутном сюжете», - рассказал Леонид Григорьевич.
Когда разговор коснулся достоверности информации, содержащейся в базах данных, Михаил Абрамский предложил исключить человеческий фактор.
«Нужно менять сбор данных с помощью людей на сбор данных с помощью датчиков и того, что называют интернетом вещей. Данные от прямого вмешательства людей можно более или менее защитить», - выразил свою точку зрения директор института.
Все эксперты были едины во мнении, что интернет, цифровизация представляют широкие возможности для образования, но вопрос о том, с какого возраста можно пользоваться гаджетами, остался открытым. По мнению одних, пользоваться гаджетами можно начиная с 5 лет (дозированно), по мнению других – не раньше 14 лет.
Елена Горобец отметила, что в ее практике были случаи, когда родители давали гаджеты детям до года, считая, что таким образом они помогают их развитию.
«У ребенка не сформирована речь, ее восприятие, неравномерно развиваются его анализаторы, и чрезмерная перегрузка одного из анализаторов ведет к дефициту развития другого. Этого всего родители, конечно, не знают. Изучение влияния раннего использования гаджетов на когнитивное развитие детей – одна из перспективных тем, и мы ею занимаемся. Пока мы получили отрицательные результаты», – сообщила лингвист.
Она рекомендовала находить то хорошее, что приносит цифровизация, и пытаться нивелировать ее отрицательные эффекты.
«Моя позиция заключается в том, чтобы избегать крайностей, искать компромиссные варианты, максимально использовать положительное и минимизировать все отрицательное. "Цифра" - это инструмент. На огне можно кашу сварить, а можно им дом спалить. Кто как использует "цифру" - вопрос этический. Сама по себе цифровизация не хороша и не плоха», - резюмировала Елена Анатольевна.
А Михаил Абрамский отметил, что необходимо всем повышать грамотность в сфере современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, тогда некоторые вопросы, связанные с воздействием информационных технологий на человека, решатся сами собой.