Общеуниверситетский методический семинар для профессорско-преподавательского состава Казанского федерального университета «Современные практики дистанционного обучения: реализация в Казанском университете» проходит сегодня в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
В работе семинара принимают участие проректор по общим вопросам КФУ Ришат Гузейров, проректор по инновационной деятельности Дмитрий Пашин, директор Ситуационного аналитического центра КФУ, замдиректора по научной деятельности Института психологии и образования Казанского университета Тимирхан Алишев и другие официальные лица.
Основные цели проведения семинара, который открывает целую серию подобных мероприятий в Казанском университете, — познакомить сотрудников вуза с современными тенденциями в области электронного обучения, приемами анализа контента электронного курса для применения этих навыков в разработке и внедрении собственных курсов на платформе КФУ. В программе семинара — также конкретные примеры удачных и неудачных заданий в электронных курсах с учетом практики ведущих российских платформ.
Работу семинара, которая транслируется в прямом эфире студенческого телеканала КФУ Univer TV, открыл Тимирхан Алишев. По словам директора Ситуационного аналитического центра КФУ, в настоящее время по всему миру наблюдается взрывной рост отрасли онлайн-образования. И в этом процессе особенно интересна роль университетов.
«Онлайн-образование ломает границы университетов, вуз становится прозрачным и очень важно, чтобы предлагаемый онлайн-контент был качественным, — убежден он. — С другой стороны, онлайн-обучение позволяет обогатить очный образовательный процесс и выстроить правильную бизнес-модель».
По словам Тимирхана Алишева, для КФУ технология онлайн-обучения не нова — ее в Казанском университете активно применяют, преподаватели разрабатывают собственные курсы. «Но рынок не стоит на месте. Такие семинары очень важны для ознакомления с современными трендами, — подчеркнул он. — В Ситуационном аналитическом центре КФУ мы разрабатываем доклад по возможностям, которые предоставляет онлайн-обучение университету, чтобы успешно влиться в мировой тренд в этом направлении».
Тимирхан Алишев подчеркнул, что активная работа в области онлайн-обучения — вопрос соответствия трендам и тенденциям:
«Если вуз в них не впишется, то они просто будут проходить рядом, а университет упустит очень много возможностей. Мы считаем крайне важным, чтобы наш профессорско-преподавательский состав владел самой современной информацией о том, что происходит на этом рынке, какие тренды наблюдаются в онлайн-обучении. Глобальные тренды мы должны фиксировать для себя и готовить ответы на эти вызовы».
Как сообщил главный специалист Ситуационного аналитического центра КФУ, доцент Юридического факультета Максим Воронин, программа по развитию онлайн-обучения в Казанском университете нашла воплощение в виде создания двух платформ — edu.kpfu.ru (где студенты могут обучаться) и do.kpfu.ru (где могут создаваться курсы).
«Мы должны по-новому взглянуть на дистанционное обучение, выявить проблемы и перспективы развития в этой отрасли, — убежден Максим Воронин. — В рамках семинара мы сможем на практике посмотреть, чего нам не хватает, что такое видеоряд и как его улучшить, и в целом выявили, какая бизнес-модель подходит для нашего университета».
Основатель и владелец компании ООО «Курсометр» Сергей Замараев в своем выступлении «Как и зачем анализировать видеоконтент в дистанционном курсе» указал на основные ошибки, которые допускают разработчики онлайн-курсов в подготовке видео, и предложил конкретные рекомендации. По словам специалиста в области дистанционного обучения, длинное видео смотреть никто не будет. Кроме того, видеоматериалы практически никто не пересматривает. Сергей Замараев отметил важность нарезать видео для онлайн-курсов на куски продолжительностью от 3 до 15 минут. Необходимо также убедиться, что курс сохраняет историю обучения студента, чтобы он каждый раз не возвращался в начало. Важен также приветливый, веселый, удобный интерфейс.
«Оптимальное количество видеороликов в курсе — 30 процентов от контента. Если видео предлагается продолжительностью до 3 минут, досматриваемость составляет 90 процентов. А часовых лекций — лишь около 20 процентов. Мы предлагаем предусмотреть микрообучение (3-минутные ролики), но в рамках большой программы. Чем больше динамики и простоты подачи материала, тем больше просматриваемость», — подчеркнул спикер.
После окончания работы семинара состоится круглый стол для обсуждения возможных экономических моделей развития дистанционного образования КФУ.