В Казанском федеральном университете стартовал II Международный форум по математическому образованию – IFME 2021. В его работе принимают участие ученые, преподаватели вузов, учителя из России, США, Южной Кореи, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Эстонии.
Форум, организаторами которого являются Институт математики и механики им. Н.И.Лобачевского КФУ и Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа, включает пять мероприятий: Х Международную научно-практическую конференцию «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU-2021), международную научно-практическую конференцию «Информационные технологии в образовании и науке (ИТОН)», международный научный семинар Digital Technologies for Teaching and Learning (DTTL), молодежную школу-конференцию «Будущее математического образования» и Х Республиканский семинар учителей математики (его тема – «Электронное обучение: проблемы и решения»).
На открытии форума его участников от имени ректора КФУ Ильшата Гафурова приветствовал проректор по образовательной деятельности, директор Института физики КФУ Дмитрий Таюрский.
«Сегодня вы будете обсуждать многие аспекты математического образования, которые требуют изменений в эпоху цифровой экономики, подготовку специалистов с новым пониманием, работу с большими данными. Но все это будет касаться всего лишь организации образования, менеджмента, администрирования образовательного процесса. Но сути образовательного процесса это, к сожалению, пока не затрагивает», – сказал проректор.
По словам Дмитрий Альбертовича, развитие искусственного интеллекта сегодня еще не достигло такого уровня, который позволял бы полностью перейти на цифровое образование.
«Есть искусственный интеллект, который управляет автомобилями, но нет искусственного интеллекта, который управлял бы образованием, – подчеркнул он. – Я считаю, что мы с вами должны сегодня об этом задуматься, причем очень серьезно, поскольку иначе мы будем катастрофически отставать от развития социальной и индустриальной структуры, которая есть вокруг».
Директор ИММ Екатерина Турилова обратила внимание на то, что первоочередная задача педагога – научить думать.
«Если мы сегодня позволим себе и нашим ученикам и студентам утонуть в мире технологий, не замечая сути, через 20 лет эти технологии творить будет некому», – заявила она.
Е.Турилова призвала учителей и преподавателей помнить, что они являются примером для своих учеников и несут ответственность за молодое поколение, от которого зависит будущее математической науки.
«Мне кажется, об этой ответственности на форуме по математическому образованию мы должны говорить не меньше, чем об образовательных технологиях и о том, каким будет образование. Я уверена, что баланс будет найден. Каждый на форуме сможет поделиться мыслями, идеями, которые зреют у него давно», – отметила директор института.
Она пожелала участникам крупного научного мероприятия интересных дискуссий, красивых решений поставленных задач, позитива и хорошего настроения.
С программой работы форума, который проходит в смешанном формате, познакомила заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИМиМ Лилиана Шакирова.
«На площадках форума планируется обсудить проблемы цифровой трансформации математического образования, технологического подхода в обучении математике в школе и вузе, применения информационных технологий в образовании и науке, а также актуальные проблемы электронного обучения, моделирования интеллектуальных систем и другие вопросы», – проинформировала она.
Одним из ключевых мероприятий форума, по словам Л.Шакировой, станет круглый стол «Математическое образование в эпоху цифровизации», который пройдет 26 марта. В ходе него об опыте организации образования и науки в Физтех-школе прикладной математики и информатики расскажет ее директор, федеральный профессор математики Андрей Райгородский (Москва).
Кроме того, в дни работы форума, который завершится 28 марта, состоятся несколько мастер-классов. 25 марта мастер-классы «3D-моделирование и печать» и «Создай своего робота» проведет доцент кафедры высшей математики и математического моделирования ИМиМ Эльвира Чеботарева, а 26 марта – заведующий кафедрой высшей математики и математического моделирования ИМиМ Александр Агафонов («Моделирование интеллектуальных систем»). Кроме того, по два мастер-класса (23 и 24 марта) организуют финалисты всероссийского конкурса «Учитель года – 2020» Евгений Яшин (г.Саранск) и Мария Ившина (г.Ижевск).
После завершения торжественной части состоялось пленарное заседание (второе пройдет 24 марта). На нем выступили профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета Бронюс Айсмонтас, ректор Института дополнительного профессионального образования «4Портфолио» Светлана Панюкова (Москва) и профессор кафедры промышленной инженерии Университета Кеймюнг Рушан Зиатдинов (Южная Корея).