В Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялась церемония открытия XI Международного форума по педагогическому образованию IFTE – 2025, ключевая тема которого – «Современное педагогическое образование в международном, национальном и региональном измерениях: диалог России, Китая и Узбекистана».
Форум ежегодно становится платформой для обсуждения актуальных и потенциальных международных научных проектов, а также представления результатов исследований в области подготовки учителей, практик для обмена опытом и мнениями, совершенствования образовательного процесса.
Как сообщал директор ИПО Айдар Калимуллин ранее, IFTE – 2025 объединит более 200 участников из десятков российских университетов и зарубежных ученых из Китая, Саудовской Аравии, Сербии, Индии, Казахстана, Кыргызстана и других стран. В рамках форума в Казани пройдут мероприятия по двум основным темам – «Глобальное образование: компаративные исследования в области подготовки педагогов» и «Подготовка учителей в интересах устойчивого развития стран».
«В прошлом году в форуме онлайн приняли участие представители 51 страны. И я думаю, что в этом году их будет не меньше», – пожелал директор института.
На церемонии открытия с приветственным словом также выступили первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, заведующая кафедрой педагогики ИПО, президент IFTE Роза Валеева, академик-секретарь Отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан, ректор Казанского государственного института культуры и искусств Роза Ахмадиева.
Таюрский отметил, что подразделения КФУ охватывают практически весь спектр современной науки и технологий, а педагогике вуз уделяет особое внимание.
«Я понимаю, что программы педагогического образования в основном ориентированы на подготовку учителей, и это действительно очень важно. Но я всегда перед коллегами из института ставлю другие, более высокие задачи. Это связано с тем, что сегодня мы хорошо знаем, как подготовить химика-технолога, как научить физика, как вырастить врача. Но мы не знаем, как подготовить людей, которые будут учить этих будущих физиков, врачей, химиков, инженеров и так далее. Быть хорошим ученым и специалистом – не значит быть хорошим учителем. Таких примеров в истории науки великое множество. И сегодня как никогда выходит на первый план задача подготовки именно таких людей, которые бы смогли транслировать все наработки в области педагогического образования будущему поколению», – сказал первый проректор.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева обратилась к участникам в режиме видеообращения. Она подчеркнула, что сегодня приоритетной является задача максимально подготовить студентов, будущих педагогов к работе с существующими проблемами в школах. Кроме этого, на мероприятии было зачитано приветствие заместителя Премьер-министра РТ Лейлы Фазлеевой.
«Образование и наука – основа всех достижений, успехов и побед в социально-экономическом развитии Татарстана. Особую роль в подготовке и совершенствовании учительских кадров играет Казанский федеральный университет. Отрадно констатировать, что вуз смог достичь серьезных успехов по данной тематике на российском и международном уровне, сформировав уникальную инфраструктуру, реализовав большое количество исследовательских проектов, проведя ряд крупных научных мероприятий», – отметила вице-премьер в обращении от имени Раиса Татарстана Рустама Минниханова и Правительства РТ.
Роза Валеева в ходе общения с журналистами Департамента по информационной политике КФУ поделилась, что современные дети получают массу информации из интернета, поэтому важным для педагогов становится умение работать в цифровой образовательной среде. Старший научный сотрудник кафедры физики Университета Нови-Сад (Сербия) Бранка Радулович, комментируя форум, выразила надежду, что на мероприятии она узнает о новых интересных и эффективных практиках преподавания.
«Я занимаюсь изучением вопроса цифровой грамотности, думаю, что это знание важно для учителя. Сейчас в Китае оно очень ценится. Надеюсь, что мы совместно с коллегами из других стран будем развивать данный подход. Мы уже над этим много работаем, например внедряем искусственный интеллект в учебный процесс, чтобы в школе и университете технологии применялись правильно и с пользой», – рассказал заместитель директора института педагогики Ляонинского педагогического университета (КНР) Ли Юйбинь.
Организаторы IFTE – 2025: Министерство науки и высшего образования РФ, Казанский федеральный университет, Российская академия образования, Северо-Восточный педагогический университет (Китай), Ляонинский педагогический университет, Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова (Узбекистан), Самаркандский государственный институт иностранных языков (Узбекистан), Шахрисабзский государственный педагогический институт (Узбекистан), Национальный институт педагогики воспитания имени Кары-Ниязи (Узбекистан). Партнер мероприятия – Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Отметим, что на старте форума также присутствовали проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности вуза Ариф Межведилов, директор Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов и др.
Географические рамки IFTE расширяются. Так, 3-5 июня зеркальный форум состоится в Республике Узбекистан.