Эту тематику в университете под свой контроль взяла кафедра общей психологии ИПО КФУ под руководством профессора Александра Прохорова. Вот уже много лет психология состояний активно разрабатывается казанскими учёными. К слову сказать, единственный в России учебник по психологии состояний выпущен именно силами кафедры общей психологии под руководством профессора Прохорова.
В этот раз в работе школы приняли участие психологи из России, Казахстана, Ирана. Надо сказать, что помимо семинаров, лекций и мастер-классов от кандидатов и докторов психологических наук, в работе школы присутствовали и доклады бакалавров и магистров психологического направления.
Поскольку психологи – народ творческий, к презентации своих научных достижений они тоже подошли необычно. Тренинговая форма многих семинаров и мастер-классов позволила в непринуждённой и расслабленной обстановке донести до присутствовавших достаточно серьёзные и важные тезисы.
«Психология состояний очень разнообразна по своим проявлениям и области применения научных результатов – от сферы самоощущения, саморегуляции, до сферы межличностных отношений и социальной психологии. Сейчас мы делаем упор на область ментальных репрезентаций психических состояний – это о том, как сам человек представляет свои состояния, как он сам их воспринимает и оценивает», – рассказал основатель Зимней школы психологии состояний ИПО КФУ профессор Александр Прохоров.
Однако на этот раз мастер-классы, лекции и тренинги были посвящены более широкому кругу тем. Речь шла и о способах управления своими эмоциями, и о средствах борьбы со стрессом (имеются в виду психологические способы), и о том, как можно определить проблемные зоны во взаимоотношениях с близкими, а главное, как разрешать возникшие проблемы отношений. Говорили также об изменении своих представлений о собственном состоянии и о том, от чего это зависит. Иными словами, программа была очень насыщенной и интересной.
Хотим не без удовольствия отметить, что интересно было не только психологам, но и простым слушателям, для которых доступ на площадку школы был открыт на протяжении всей ее работы. Так, большой интерес вызвала тема «подводных камней» в отношениях между противоположными полами. В процессе живого обсуждения участники по просьбе ведущих даже разыгрывали сцены из семейной жизни и быта влюблённых и уже долгое время любящих друг друга пар.
Разбор этих сценок, как и сами сценки, привнесли очень много полезной и важной для отношений информации. В целом вышло, что любовь – это не просто совокупность теплых чувств, нежности, ласки и заботы вперемешку с доверием и уважением. У неё есть разные уровни: социальный, духовный и физический. Социальный проявляется в осознании ответственности не только за себя, но и за свою половинку, в сознательном возложении на себя определённых социальных функций в соответствии со своей ролью в отношениях (парень/девушка, муж/жена, мать/отец и т.д.). К духовному уровню относят взаимопонимание, доверие, сходство ценностей, чувство эмоциональной близости, того, что вы «на одной волне». К физическому уровню проявления любви относят всё то, что присуще сексуальным отношениям и тактильным ощущениям.
В рамках прошедшей зимней психологической школы Института психологии и образования КФУ общими усилиями её участники-психологи и пытались найти оптимальное решение для спасения отношений. Отношения между полами – это тема, которая не теряет своей актуальности. Тем не менее она не стала единственной на повестке дня участников школы. О других поднимавшихся в рамках обсуждения вопросах мы расскажем в следующих материалах.
Итогом работы школы стало объявление благодарности каждому участнику, вручение дипломов о прохождении обучения, а также гарантированные публикации научных статей участников в сборнике конференции.